Беседа проходила в двух форматах – для печати и не для печати. Посол США ответил на вопросы, касающиеся широкой повестки американо-российских отношений, включая актуальные международные проблемы.
После вступительной речи (с которой вы можете ознакомиться ниже), Джон Теффт ответил на вопросы главных редакторов СМИ Архангельской области.
Первый ( как и второй, как и третий вопрос - прим.ред. ) задал главный редактор «Эхо СЕВЕРА» Илья Азовский – далее, цитата диалога:
Илья Азовский – главный редактор Информационно-Аналитического Агентства «Эхо СЕВЕРА»:
- Та дружба, которая была продемонстрирована в годы Второй мировой войны, особенно в Великой Отечественной, уникальна в российско-американских отношениях.
Что случилось сейчас, почему в Польше, у наших границ, в Румынии, в Прибалтике размещают столь крупные контингенты военнослужащих, а самое главное, ракеты среднего радиуса действия?
Меня не убеждает аргумент, что это против Ирана, или режимов Ближнего Востока.
Сейчас существует сложность в отношениях, некое подобие холодной войны.
Возможно, наша пропаганда и вычленяет какие-то высказывания американских неадкватных политиков, потом педалируя ими. Не буду спорить…
Но в отношении не дружественных шагов со стороны США есть не оспоримый факт: ваше летальное оружие, в том числе и ракеты находятся прямо у наших границ.
Джон Теффт – Посол США в России:
- Во-первых, я не согласен с тем, что сейчас идет некое подобие холодной войны.
Второе: шаги, которые предпринимает НАТО, предпринимаются в ответ на агрессивные действия со стороны России в отношении Украины.
Об этом говорили, как руководство НАТО, так и президент Обама и госпожа Меркель.
И третье: ракеты в Румынии и Польше не нацелены на российскую сторону, они там находятся, чтобы предотвратить угрозу, исходящую от Ирана и Северной Кореи.
Обе эти страны, и это подтверждается многочисленными фактами, разрабатывают возможность нанесения дальнего удара, они не прислушиваются ни к чьим решениям в отношении прекращения разработки ядерной программы.
Соответственно, ракеты, о которых мы говорим, не подразумевают нападения на Россию, и изменения их конфигурации не планируется.
Неважно, кто будет президентом США, он либо она, никто из них не допустит возможности неконтролируемого нанесения удара.
Мы уже доводили до сведения российского руководства, что эти ракеты не представляют никакой угрозы для российской стороны, предлагали проводить консультации, однако по инициативе российской стороны такие консультации не были проведены.
Но мы открыты для диалога и в любой момент готовы приступить к ним, как только будут сделаны шаги с российской стороны.
Илья Азовский – главный редактор ИА «Эхо СЕВЕРА»:
- Не вполне понятна представленная вами география. Между той же Румынией и потенциально опасным для вас Ираном, находится ваша гигантская военно-морская база Инжерлик в Турции. Турция — страна НАТО.
Турция может блокировать удары со стороны Ирана, если таковые вообще реальны…
Джон Теффт – посол США в России:
- У меня нет технических деталей, разъясняющих данную сторону вопроса. Но почему именно в Румынии и Польше расположены базы — там проходит траектория полета ракет из Ирана.
Мы можем предоставить более подробную информацию по этому вопросу, у меня ее с собой нет.
Конец цитаты.
Советник по вопросам СМИ Татьяна Солопова после общения прессы с Теффотм публично пообещала представить редакции анонсированные послом Теффтом материалы.
Ждём-с…
Главный редактор «Эхо СЕВЕРА» пытался задать ещё пару уточняющих вопросов, например, насчёт Северной Кореи, якобы, угрожающей Европе, но ведущий пресс-конференции позволил задать вопросы другим журналистам, прервав увлекательную геополитическую беседу двух умных людей.
Полная версия открытой части общения посла США в России Теффта с прессой Архангельской области готовится к обнародованию.
Читайте стенограмму на «Эхо СЕВЕРА»…
***
Вступительная речь Джона Теффта на встрече с главными редакторами СМИ Архангельской области – далее, цитата:
- Мне очень приятно быть в Архангельске, я здесь не один, здесь присутствуют также генеральный консул из Петербурга Том Лири, мы в Архангельске, чтобы принять участие в торжественных церемониях, посвященных 75-летию прихода первого конвоя «Дервиш» в порт Архангельска.
Это мой первый визит в Архангельск, мне очень приятно быть здесь, особенно я рад прекрасной погоде, которая способствует этому визиту.
Конечно, есть ряд причин, по которым мне очень приятно здесь быть. Во-первых, очень важно отдать память жертвам, которые были принесены в дань нашей общей победе, жертвам — морякам военно-морского флота, торгового флота, как Советского Союза, так и Соединенных Штатов Америки, Великобритании, участников конвоев, многие из них не вернулись живыми домой.
Этот период в истории был очень важен для наших стран, в особенности начало военного конфликта, когда Советский Союз мужественно, героически сражался со злобным врагом. И в этот момент помощь была очень важна.
И с течением времени важность помощи не уменьшалась. Я уже выступал сегодня на конференции и четко подчеркнул в своем выступлении, что большую роль играет именно сотрудничество.
Сотрудничество между нашими странами достигало очень высокого уровня, именно во время проведения ленд-лиза.
И сейчас мы можем сотрудничать — например, по Сирии.
Это не означает, что мы обязаны соглашаться друг с другом, но при этом нашим странам важно сотрудничество, чтобы обезопасить друг друга и сделать мир лучше и безопаснее.
Есть личный момент, связанный с моей семьей. Мой отец участвовал в борьбе с фашизмом на Западном фронте, он участвовал в кампании в Северной Африке, высаживался в Италии; отец моей супруги, мой тесть, высаживался в Нормандии в составе союзников, воевал во Франции и Германии.
Стоит принять во внимание, что им тогда было по 18-20 лет. Но впечатления, полученные в той военной кампании, они пронесли через всю жизнь.
И по мере того как росли мы, они делились с нами историями, которые с ними происходили на фронте.
И еще одно: Рэйчел, супруга генконсула <США в Санкт-Петербурге> Лири, также отмечает, что ее отец и дядя были участниками тех самых конвоев, чью память мы сегодня чтим.
Так что для нас это не абстрактные вещи — это часть нашей семейной истории.
И в течение последних полутора лет, что я посещаю подобные мероприятия в России, я постоянно повторяю, что мы очень высоко ценим те жертвы, которые понес Советский Союз в борьбе с ужасным врагом.