- Это был как раз момент развала СССР?
- Я поняла, что из нового курса, которым пошла наша страна, ничего не получится. И уехала в Германию, в Гамбурге были знакомые папы. С подругой я написала сценарий для кино — и повезла его показывать. Мне дали грант за лучший зарубежный сценарий, но его не хватило на съемки. Фильм о любви и жизни без смерти и ненависти. Ну ничего. Стану богатой и знаменитой, и сниму!
- Гехнер — немецкая фамилия?
- Это фамилия моего бывшего мужа. Он известный в Германии фотограф, а теперь и режиссер-документалист.
- Как вас приняли в Германии?
- Это был другой мир. В 1990 году эта страна жила в 21 веке. Местные очень любили русские и цыганские романсы, это хорошо продавалось. Кроме того, я работала и не по профессии — разнорабочим. Так что поездка меня закалила. В любой стране надо выживать, не только в нашей. Потом я нашла музыкантов и собрала свой бэнд — были и немцы, и американцы, и англичане, и украинцы, и израильтяне. Жизнь была интересной. Мы играли романсы, потом джаз, потом я стала писать собственную музыку. Играли по клубам, ездили по городам. Приезжала и в Санкт-Петербург. В 1996 году вошла в труппу андеграунд-клуба «Арт-клиника» на Пушкинской, 10. Потом меня пригласили на интервью в телешоу «Ночной экспресс», потом в «Однажды вечером» к Дмитрию Нагиеву и Юрию Росту. Это было несколько десятков минут славы. А потом я вернулась в Германию. Думала, что навсегда. Но, святая корова, мне повезло — я вернулась!
- За время работы в андеграунде наверняка перезнакомились с питерскими небожителями?
- Конечно, это была и группа Tequilajazzz, и «Ленинград» Сергея Шнурова, и Александр Скляр, и группа «Н.О.М.». Все мы там варились в то время.
- Дмитрий Нагиев узнал вас на слепых прослушиваниях?
- Как интеллигентный человек и настоящий мужчина он не стал подбегать и кричать: «Лерка, привет! Как дела?». Я очень ценю деликатность в людях. Да и времени много прошло...думаю, что вспомнил. Я долго хотела с ним встретиться и из-за этого в том числе пошла на «Голос».
- Кстати, действительно, а зачем пошли? Вы ведь уже состоявшийся артист.
- Меня послали мои же зрители. Телевидение — двигатель. В какую сторону, не всегда можно понять. Но моему слушателю хотелось бы видеть меня на экране, а не в маленьких клубах или на закрытых мероприятиях.
- Песню Высоцкого выбрали неслучайно? Довольно редкий для слепых прослушиваний номер.
- Песню «Моя цыганская» я включила в репертуар еще в Германии в 1992 году. Это одна из любимых песен. Высоцкий — моя душа. Энергетическая и поэтическая. Однажды я спела ее для друзей на дне рождения, а они сказали, что хотели бы услышать весь концерт из песен Высоцкого в моем исполнении. Я долго думала, а потом позвонила Владимиру Семеновичу. Это было около года назад.
- Позвонили? Год назад?
- Да, позвонила. И он сказал: «Да, Лера, ты можешь». Так появилась концертная программа «Лера Гехнер и ее любимый Высоцкий». Ну, вы же понимаете, я говорю о символичном значении слова позвонила. Я летала в Индию в Гималаи. Жила рядом с ламами. Там и состоялся «звонок». В определенный момент я поняла, что сил, эмоций и жизненного опыта достаточно для исполнения песен Высоцкого. В них есть и моя жизнь, а лет 30 назад не было. По философии — я буддист. Поэтому для меня учителя — это не только ламы, но и художники, поэты, музыканты, которые несут в мир гармонию и любовь, достойное ощущение жизни. Высоцкий в их числе.
- Проект «Голос» воспринимаете как миссию или как игру на вылет?
- С возрастом амбиции проходят. Может, я и пришла только потому что их нет. Это на необитаемом острове хорошо лелеять эго. А вокруг меня — люди, и они хотят меня услышать. Недавно на концерте подошла женщина и призналась, что потеряла мужа — он погиб в ДТП. Оказывается, с ним они всегда ходили на мои концерты. И вот она пришла и говорит, что благодарна за выступление, за песни. Муж на небесах, но он сказал ей, что жизнь продолжается и не надо отчаиваться. Вот ради таких моментов я и пою.