Фрагмент интервью Ирины Богушевской
- Что из культурных новинок в последнее время приятно удивило?
- Меня опять поразила программа «Голос». С предыдущим сезоном у меня не сложилось, в основном из-за судейства Басты и Лепса. А сейчас опять появились Билан и Агутин, и опять стало ужасно интересно. Поражает фантастическое количество невероятно одарённых людей. Боже, какие там голоса у людей! Я когда-то принимала участие в конкурсах и знаю, как это трудно и какие это сумасшедшие нервы. Поэтому я преклоняюсь перед конкурсантами. 17-летние, 20-летние девчонки выходят и показывают, что они уже очень зрелые музыканты. Это удивительно. Обязательно буду смотреть дальше по мере возможности. Когда был второй сезон - с Антоном Беляевым, Тиной Кузнецовой, - там были дико интересные аранжировки. Жилин сидит, живой оркестр, готовятся фантастические аранжировки, живой звук, и всё это работает. А подбор музыкального материала! Я, просто глядя в телевизор, узнала много прекрасных песен. По четвёртому сезону мне показалось, что проект решили зачем-то угробить, а теперь он опять живее всех живых.
- В прошлом сезоне не взяли Варвару Визбор, благодаря чему она очень раскрутилась. Что вы думаете о ней, тем более что её иногда сравнивают с вами?
- Замечательно, что у Вари всё получается, ведь она человек с альтернативным мейнстриму вкусом. При этом пока у неё не всё ровно, она находится в стадии активного эксперимента. Публике, которая хочет прийти и послушать песни её дедушки, Варины версии вряд ли сильно нравятся. Я бы ей пожелала больше прислушиваться к собственной интуиции, поскольку мне кажется, что в некоторых обработках слышны не совсем её решения. Такая же ситуация была у Пелагеи - мама оказывала мощное влияние на репертуарную политику. Нужно быть смелее и больше себе доверять.
- А каково смотреть пятый сезон «Голоса», если в принципе знаешь, что там дальше? А дальше-то почти ничего и нет: за рамками телепроекта большинство участников куда-то пропадает.
- Ну а куда пропали выпускники «Фабрики звёзд», которая много лет шла на Первом канале? Там тоже было много ярких интересных финалистов. Здесь то же самое. Сразу было понятно, что у Наргиз Закировой большое будущее, потому что её типаж - что-то диковинное и новое для нашей страны. Степень её внутренней свободы, отвязанности людей просто завораживает. Я не говорю уж о безупречном вокале и высочайшем профессиональном уровне. Я думала, что у Тины Кузнецовой будет такой же вертикальный прорыв, потому что она из тех, кто может спеть телефонную книгу так, что люди будут сидеть с открытым ртом и плакать от счастья. Я знаю из инсайдерских источников, что она сейчас опять репетирует с проектом Zventa Sventana - как мне кажется, это лучшее, что Россия сейчас могла бы предложить на рынок world music. Мало того, что это аутентичные русские народные песни, они ещё сыграны невероятно свежо, актуально, дерзко и, главное, не скучно. «Голос» всё равно интересно смотреть - в данном случае сам процесс является результатом. Смотреть, как человек развивается в проекте, а там это происходит очень быстро, крайне захватывающе. Для участников это фантастический опыт, я не думаю, что он потом растворяется бесследно, как соль в воде или сахар в чае. Они потом возвращаются, работают в каких-то коллективах и несут уровень с собой. Думаю, это даст в стране цепную реакцию: люди, которые поработали с хорошим материалом - они уже другие люди.
- Вы и на это смотрите идеалистически...
- Безусловно.