«В Херсонской области сложилась взрывоопасная ситуация – её население хочет в Россию!»
В последнее время протестные настроения против неонацистских властей Украины на Юго-Востоке страны переживают период затухания. Из некогда бурливших антимайданным духом Харькова и Одессы всё реже доходят сведения о выступлениях противников действующей власти. И это объясняется многими факторами – от жестоких расправ над активистами со стороны неонацистских боевиков и СБУ, применяющих практику гестапо в своей работе, до накопившейся усталости людей.
В то же время тревожные для Киева новости поступают из региона, который никогда не блистал своей политической активностью – с Херсонщины.
***
Во все времена независимости Украины, вплоть до февральского государственного переворота 2014 года, Херсонская область, географически относящаяся к югу страны, считалась самой индифферентной к политическим баталиям в стране, политическим «болотом». Объяснялось это тем, что в отличие от своих непосредственных соседей – Крыма, Днепропетровской, Николаевской и Запорожской областей – этот регион с населением около миллиона человек никогда не мог похвалиться промышленностью. Его основной специализацией было и остаётся сельскохозяйственное производство, область заслуженно считается главным производителем арбузов, винограда, помидоров, а также других овощных, фруктовых и бахчевых культур. Благоприятные природные условия позволяют выращивать здесь по 50-60 центнеров пшеницы с гектара.
Сельское население всегда было электоральной базой националистических и неонацистских партий, а сама область представлялась этаким раем, идеалом «свидомых»: огородики, в которых расцветает даже воткнутый в землю черенок лопаты, «садок вишнэвый коло хаты», бескрайние поля пшеницы под безоблачным синим небом. И если крупные промышленные центры Донбасса, Днепропетровск, Николаев, Запорожье в процессе индустриализации впитали в себя множество русского и русскоязычного населения, на Херсонщину ещё со времён освоения земель, отнятых у Крымского ханства, шёл массовый поток переселенцев из Малороссии.
В силу всех этих причин протестные выступления, всколыхнувшие Юго-Восток Украины в 2014 году и называемые Русской весной, в регионе прошли относительно спокойно. Без вооружённых выступлений, как в Донецке и Луганске, без жёсткого противостояния Центру, как в Харькове и Одессе, но и без неонацистского диктата, который насадил на Днепропетровщине Игорь Коломойский, превративший свою вотчину в основную базу карателей.
***
Тем не менее спокойной жизни херсонских крестьян пришёл конец именно весной 2014 года. Совершенно неожиданно для себя область оказалась пограничной, поскольку через Сиваш, Перекоп, Чонгарский пролив и Арабатскую стрелку после ухода Крыма она теперь граничит с Российской Федерацией.
Воссоединение Крыма с Россией привело к тому, что украинским властям, хотя они и не признают российский статус полуострова, пришлось оборудовать новый участок границы и размещать в непосредственной близости от него крупные военные силы. А поскольку риторика политиков о возврате Крыма военным путём подкрепляется непрерывным наращиванием боевой техники и живой силы, то в случае попытки вернуть полуостров оружием именно Херсонская область окажется объектом ответного удара российских военных.
Херсонская область, в отличие от Крыма, всегда воспринимавшегося Киевом и Западной Украиной как враждебная территория, значительно меньше пострадала от политики украинских властей, ориентированной на разрушение советского наследия в промышленности и сельском хозяйстве. Если в 1990-е сельскохозяйственное производство степного Северного Крыма было практически уничтожено, то Херсонщина наоборот превратилась в поставщика сельхозпродукции для полуострова. И установление пограничных и таможенных барьеров на пути херсонских продуктов к потребителям крымских курортов создало определённые трудности для сельхозпроизводителей области.
Но это было лишь «поглаживание», а не удар. Настоящий удар нанесли санкции, регулярно вводимые Киевом против России и Крыма. Тем не менее херсонские овощи, фрукты и продукция пищевой промышленности хоть и в меньших количествах, но продолжали продаваться на полуостров, пока «активисты майдана» совместно с боевиками из «меджлиса крымских татар» и карателями из батальона «Азов» в 2015 году не ввели продовольственную блокаду Крыма, не санкционированную (хотя и неофициально поддерживаемую) правительством.
По сути, власти Украины руками незаконных и полузаконных вооружённых бандформирований этим шагом сокрушили многие херсонские сельскохозяйственные предприятия, лишив десятки тысяч жителей области средств к существованию, и создали новый очаг социальной напряжённости в стране.
***
Упомянутый выше крымско-татарский «меджлис» стал ещё одной причиной тому, что Херсонская область стремительно превращается в новый центр недовольства властями Украины. Именно на Херсонщину по призыву руководства «меджлиса» перебрались около пяти тысяч крымских татар, тесно связанных с этой незарегистрированной на Украине и запрещенной в России политической организацией узкоэтнического характера, тесно связанной с экстремистскими и террористическими международными исламскими группировками. Именно через него и поддерживаемую им радикальную группировку «Хизб-ут-Тахрир» шла вербовка жителей Крыма в ряды «Талибана», ИГИЛ, «Аль-Каиды» и других террористических организаций. После воссоединения Крыма с Россией в Херсонскую область бежали многие члены радикальных исламистских организаций, действовавших под прикрытием «меджлиса», а его руководители призвали крымских татар к началу террористической войны против РФ.
Вскоре «меджлис» перешёл от слов к делу. По инициативе экс-лидера этой организации Мустафы Джемилёва был создан крымско-татарский карательный батальон, задачей которого, помимо уничтожения населения Донбасса, должна была стать подготовка боевиков-террористов для вторжения в Крым. Под руководством активиста «меджлиса» владельца крымско-татарского телеканала «АТR» Ленура Ислямова и при поддержке карателей из «Азова» была начата блокада полуострова, одним из мероприятий которой стал террористический акт – взрыв опоры линии электропередач, подающей электроэнергию на полуостров. При этом без электричества остались несколько десятков тысяч жителей Херсонской области, а энергосистема Украины с трудом справилась с резким изменением нагрузки.
Ещё в первой половине 2014 года «активисты майдана» устроили «водную блокаду» Крыма, перекрыв подачу воды на полуостров через Северо-Крымский канал. Результаты этого шага проявились немедленно: без водоснабжения остались несколько херсонских сельхозпредприятий, а в 2016 году из-за увеличившегося притока пресной воды пляжи курортных посёлков Херсонской области оказались завалены гниющими водорослями, оттолкнувшими поток отдыхающих.
Поскольку подавляющее большинство крымских татар отказалось последовать за лидерами «меджлиса», в распоряжении главы организации Рефата Чубарова, Мустафы Джемилёва и Ленура Ислямова оказалось не так уж и много претендентов на террористическую войну с Россией. Для того чтобы не сорвать программу создания диверсионно-террористического батальона, Ислямов привлёк к участию в нём боевиков турецкой террористической организации «Серые волки», периодически вывозя их в зону боевых действий в Донбассе. Кроме того, на территории, контролируемой боевиками Ислямова, прозванной местными жителями «Ислямский халифат», практически открыто действуют лагеря подготовки ИГИЛ и других ближневосточных террористических организаций.
По сути, П. Порошенко «отдал на откуп» крымско-татарским боевикам и ближневосточным исламистам часть Херсонской области. Эти вооружённые люди не просто тренируются ведению боевых действий, а занимаются грабежами и вымогательствами, притесняя местных жителей. Их наглость дошла до того, что в апреле ими был составлен проект указа президента Украины об учреждении на территории области крымско-татарский автономии с центром в Херсоне, который переименовывается в Хан-Гирей. Указ пока не подписан, но Порошенко не единожды высказывался в поддержку подобной автономии в области.
В последние недели в области разразился ещё один крупный скандал, вызванный кадровой политикой Порошенко. После прихода к власти он направил в Херсон руководить областным советом своего ставленника Андрея Путилова. Его руководство ознаменовалось грандиозными, в масштабах области, хищениями бюджетных средств. Депутаты облсовета даже смогли объединиться, чтобы проголосовать за отставку Путилина. Причём происходило это под угрозой взрыва здания, где происходило голосование.
В лучших традициях современной Украины действия противников Путилова были объявлены «происками Кремля» и «действиями пророссийских сепаратистов». Для «наведения порядка» в область направлен человек министра внутренних дел Авакова Илья Кива, уже известный в Херсоне как бывший заместитель начальника УВД области. При этом киевскую хунту не смущает, что в декабре 2013 года Кива был осуждён в Полтаве по статье 368 УК Украины часть 3 «Получение взятки в особо крупном размере или служебным лицом, которое занимает особо ответственное положение». Интересно, что за 410 дней он прошел путь от осуждённого по коррупционной статье (причём в сентябре 2014 г. суд не только подтвердил вынесенный приговор, но и увеличил наказание) до полковника милиции. При этом Кива имеет инвалидность II группы по психиатрическому заболеванию, что запрещает ему даже управлять автомобилем, не говоря уже о владении оружием и руководстве органами внутренних дел области или антинаркотическим управлением в центральном аппарате МАД.
Направление в Херсонскую область Ильи Кивы, целью которому поставлено возвращение Путилова в кресло главы облсовета, непременно приведёт лишь к ужесточению ситуации в области, где и до его приезда регулярно происходят похищения неугодных власти людей и запугивание депутатов, выступающих против Путилова. Свою оценку ситуации на Херсонщине Кива огласил заранее: «В Херсонской области сложилась взрывоопасная ситуация – её население хочет в Россию!» А как он умеет бороться с «сепаратистами», этот экс-уголовник продемонстрировал на границе с Крымом, избивая водителей грузовиков, везущих продукты на полуостров, в зоне АТО, призывая расстреливать автобусы с беженцами, в Киеве, поджигая телеканал «Интер».
***
Обострение ситуации в Херсонской области не могло не случиться. Причём отнюдь не стараниями «агентов Кремля», а действиями украинских властей, потакающих вооружённым бандитам, разрушающих экономические связи с соседями, плюющих на интересы граждан региона и ведущих совершенно бездумную кадровую политику. Хочет ли население области в Россию, как считает полковник-инвалид со справкой от психиатра, достоверно неизвестно, но его стараниями и стараниями властей страны ранее индифферентная к вопросам политики Херсонщина вполне может превратиться в новую горячую точку.