Привлечь специалистов из западных регионов страны, считает Паскачев, помогут льготные ссуды на приобретение жилья, «подъемные», повышенные заработные платы, обучение по востребованным специальностям, развитие инфраструктуры.
Напомним, что два года назад по предложению совета глава государства поручил создать условия для повышения мобильности граждан. Вслед за этим правительство утвердило план мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014–2018 годы. Однако, по мнению Паскачева, в рамках реализации этого плана сделано мало. Председатель комиссии считает, что документ надо расширить, а внутренней миграции придать массовый характер. При этом он отметил, что гражданам из других регионов России надо давать преимущество перед иностранной рабочей силой.
— Мы хотим, чтобы была разработана «дорожная карта». Поручение такое было, начало положено, но с учетом потребностей нашей страны этой работы мало, ее не хватает. И то, что намечено, нужно делать более масштабно, с учетом тех задач по развитию Дальнего Востока и Сибири, которые поставил президент. Да и в Центральной России некоторые регионы нуждаются в населении, — заключил Асламбек Паскачев.
Директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский считает идею труднореализуемой по ряду объективных причин.
— Почему Россия не освоила по-настоящему Сибирь и Дальний Восток? Потому что всегда не хватало людей, — сказал он «Известиям». — Еще Екатерина приглашала иностранцев, и они приезжали: немцы, греки, армяне, сербы. Нет у России демографического ресурса на такую огромную территорию, поэтому она остается неосвоенной или полуосвоенной. Представьте: вы живете в горах Кавказа, а должны поехать в Сибирь. Человек же всё взвешивает. Даже если поедет, пару лет пробудет, увидит, что холодно, и уедет.
Ученый убежден, что заселять Сибирь и Дальний Восток можно только за счет внешних ресурсов.
— У нас самая большая в мире территория, — говорит Вишневский. — А население для такой территории у нас по нынешним масштабам маленькое. Может, можно было бы приглашать китайцев, но это опасно, потому что соседи. Ни в коем случае нельзя. А европейцы не поедут. Екатерина создавала льготные условия, и в освоении Поволжья и Новороссии немецкие колонисты сыграли свою роль. Но это было тогда, а сейчас и в Европе нет избытка населения. Он есть только в развивающихся странах.
При этом Анатолий Вишневский подчеркнул, что вопрос заселения восточных регионов действительно очень важен с точки зрения сбалансированности страны.
— Проблема есть, и пути ее решения надо проработать более серьезно, — сказал Вишневский.
Начальник сектора демографии РИСИ Игорь Белобородов также не поддерживает программу массового переселения, но по другим соображениям.
— Вместе с миграцией возрастают все риски, связанные с людьми с неопределенным статусом, — рассказал Белобородов «Известиям». — Это касается и преступности, и психологического дискомфорта, и, самое главное, это касается повышения конфликтогенного потенциала. К примеру, возьмем мы 10% населения юга страны и переселим на Дальний Восток. Как они интегрируются в эти регионы со своими житейскими практиками? Ждут ли их там? Это крайне опасно делать.
Ученый считает, что задача властей состоит как раз в обратном — думать о том, как сделать общество более оседлым.
— Человек, живущий в регионе, где всё нормально, не будет никуда уезжать. А мы вместо того, чтобы создать условия у него дома и приобщить его к созданию этих условий, говорим ему переезжать. Мы таким образом формируем прослойку людей, которых будет очень легко куда-то переманить. А следовательно, если за границей будут предложены лучшие условия, они переедут за границу. Какой смысл в создании феномена перекати-поле? Ни к чему хорошему это не ведет, — сказал Белобородов.
По его мнению, надо использовать выгодные демографические условия на Северном Кавказе.
— Там сейчас входит в трудоспособный возраст многочисленное поколение, а это ресурс. Именно этот ресурс в свое время позволил Китаю и Индии вырваться в лидеры в экономическом плане, — объяснил демограф.