— Так и я же сад только на половине своей земли закладывать буду, а остальное под овощи пока оставлю.
— Ну, нет, все равно. Саженцы за деньги купи, время потрать, ухаживай за ними несколько лет: обрезай, брызгай от болезней и вредителей. А они после всех трудов вдруг возьмут и померзнут, — отрезал Михаил. — Я – пас.
Так случилось, что Михаил и Григорий, оба городские жители, одновременно решили переехать в деревню. По случаю купили дома по соседству, и, скромно отмечая новоселье, обсуждали планы на будущее. Оба они в сельском хозяйстве, как говорится, были «чайниками», но старательно осваивали новую для себя область деятельности, и все у них поначалу ладилось.
Григорий, как и собирался, половину земли засадил саженцами морозостойких персиков, а оставшуюся часть как все – томатами. В первый же год урожай выдался отменный, да и с реализацией проблем не было. Оптовики приезжали прямо в деревню.
Поздней осенью, когда Михаил давно закончил работы в поле, Григорию еще только предстояло подготовить персиковый сад к зиме. Он решил перестраховаться и сделать все как положено, воспользовавшись советами известных садоводов. Каждый день, выходя на улицу проветриться, Михаил заставал соседа за работой. То Григорий старательно осуществлял влагозарядковый предзимний полив, то с помощью пульверизатора обрабатывал саженцы странной смесью светло-голубого цвета, а затем и вовсе стал их в сахарные мешки одевать.
Михаил наблюдал за соседскими хлопотами, и только ухмылялся. «Хорошо, что я не стал с садом связываться, — думал он. – Столько хлопот, да и неизвестно, выйдет ли что-нибудь из этой затеи. А денег за сезон Григорий заработал вдвое меньше, потому что из-за своих персиков на томаты оставил мало земли».
Со временем соседи стали добрыми приятелями, вместе смотрели футбол, помогали друг другу. Только, когда Григорий возился со своим садом, Михаил продолжал посмеиваться про себя и называл товарища чудаком. Эти мысли тешили его тщеславие: «Смотрите, какой я умный – в отличие от некоторых не стал тратить время на поимку журавля в небе, а свою ежегодную прибыль от синицы в руке имею».
Особенно насмешило Михаила, когда деревца подросли и следующей осенью уже не влезли в мешки. Тогда Григорий стал строить для них «вигвамы» из сосновых веток. «Вот чудак!» — привычно подумал Миша и усмехнулся.
Шло время. Деревья росли и не вымерзали, а в душе Михаила родилось сомнение: «А вдруг на них и плоды вырастут?» Со временем сомнение становилось все больше и мешало тщеславию радовать своего хозяина.
На четвертый год на деревьях появился прекрасный розовый цвет, а в душе Михаила сомнение сменилось завистью. «Ну как же так? –возмущался он. – Ведь это была и моя мечта! Ну, ничего, глядишь, и померзнет цвет-то», — попытался успокоить сам себя.
Но цвет не померз, не случилось и другой напасти, и в саду Григория созрели первые персики. Зато приключилась другая беда – цены на помидоры упали по неизвестной причине. Наверное, «Михаилов», а, соответственно, и томатов, в сельской местности становилось все больше.
С завистью наблюдая, как бойко Григорий продает фрукты, Михаил неожиданно задумался не о деньгах, нет, а о своей душе. Ведь у них с Григорием были абсолютно равные возможности, и он сам отказался от закладки сада. Это был его, Мишин, собственный выбор – долго ждать, видите ли. «Так в чем же Григорий перед ним виноват? — подсказало то светлое, что еще осталось внутри. – Сначала смеялся над ним, потом стал по-черному завидовать. Нехорошо это, Миша!»
В тот же вечер Григорий без предупреждения завалился к соседу с пивом и раками, чтобы вместе посмотреть футбол. Хозяин вел себя странно: старался быть доброжелательным, но не мог скрыть своего плохого настроения.
— Да что с тобой случилось, Миш? Неужели из-за цен так расстроился? – не выдержал Григорий.
— Да, мысли разные. Ну, и это тоже.
— Не жалеешь, что сад не посадил?
— Жалею, — признался Михаил.
— Так давай посадим, я тебе помогу. Тебе теперь даже проще будет – я ведь уже всю агротехнику освоил.
— Это же целых четыре года ждать.
— Ну вот, опять двадцать пять. Если бы ты так не сказал, когда мы только переехали, у тебя бы уже персики поспели.
Осенью Михаил, все-таки, заложил свой персиковый сад. Теперь соседи практически все делали вместе. Григорий помогал Михаилу, обладая необходимыми знаниями и навыками. А Михаил работал в саду товарища, чтобы научиться тому, что понадобится ему в будущем.
Зависть, все-таки, частенько грызла Мишину душу, и он не мог это скрыть.
— Ого, какой урожай в этом году, — заметил Михаил следующим летом. – А моим саженцам до плодоношения еще далеко.
— У тебя тоже через несколько лет такой будет. Ты не с тем сравниваешь, Миш, — ответил Григорий. – Ты сравни-ка свои деревца с тем, какими они были прошлой осенью, когда мы их сажали. Заметил, как подросли?
— Заметил.
— Вот и радуйся. Будешь старательно трудиться, и радость твоя будет вместе с садом подрастать. А потом и плоды появятся. А с таким настроем как у тебя толку не будет.
«А и правда, что толку в этой зависти? – подумал Михаил. – Только душу точит». Теперь, глядя на соседские деревья, он приучил себя думать о том, что очень скоро у него будут такие же. Изменив восприятие, Михаил почувствовал такое облегчение, будто несколько лет носил за пазухой камень и, наконец, выбросил.
А когда его персиковый сад зацвел, он прыгал и кричал, словно полоумный: «Ура! Вот она — моя мечта! Гришка, друг, спасибо тебе огромное!»
© Мари Лепс