Недовольный человек, или Всегда радуйтесь!
Есть такой вид людей — вечно недовольные. Каждый из нас встречается с ними постоянно. Недовольных условно можно разделить на три основных категории: недовольные собой; недовольные другими; недовольные всем.
Первая категория для окружающих неопасна, хоть со временем и начинает утомлять. Человек, недовольный собой, вызывает у окружающих скорее сочувствие. Жалко его, тяжело ему живется в этом мире. Друзья и близкие могут сколько угодно убеждать в том, что он прекрасен, — он не верит. В итоге никто уже не рискует ободрить недовольного собой, ибо это влечет за собой длинную лекцию с подробным перечислением признаков собственного несовершенства. И все же, эта категория самая безобидная, тем более что каждый из нас в нее временами попадает.
Недовольный другими все время видит вокруг себя врагов и вредителей. Не так посмотрели, не то сказали, толкнули в транспорте, недостаточно вежливо ответили, да вообще — где знаки великого уважения мне любимому? Если что-то в этом мире плохо, виноват всегда кто-то другой. Никто не смеет испытывать отрицательные эмоции (если это не предусмотрено недовольным) — врач не имеет права быть усталым и неприветливым, продавец в магазине не имеет права не улыбаться, — в общем, никакого несовершенства!
Третья категория слывет наиболее прогрессивными и тонкими людьми. Радость и удовлетворение — это прерогатива обывателя и глупца по их мнению. Прогрессивный человек ни на минуту не может забыть о том, что на самом деле все плохо! И непременно напомнить об этом всем и каждому, особенно тому, кто смеет чему-то радоваться. Обычно попутно слегка унизив, а то и не слегка…
Самые яркие примеры, как всегда, попадаются в соцсетях. Тот же фейсбук — просто кладезь для наблюдений над человеческой природой. Чего только не увидишь, чего только не прочитаешь. Кажется, сам формат социальной сети подталкивает к таким реакциям и к выплеску своего недовольства на всеобщее обозрение. Нечего тебе написать — поругай кого-нибудь (что-нибудь), и порция лайков и сочувственных комментариев обеспечена.
Маркетологи давно знают — отрицательные отзывы о каком-либо сервисе пишут гораздо охотнее, чем положительные. Ругать проще и, чего уж там, как-то приятнее. Почему-то критика подпитывает эго. Недоволен чем-то — значит, в глазах читателей прогрессивный ты человек, совестливый, прозорливый и независимый.
Бывает, проснешься утром, на улице приятный дождик. Откроешь фейсбук, а недовольные уже написали — ах-ах-ах, до чего ж погода ужасная! На следующее утро солнышко светит — а недовольным опять не так, больно жарко! В метро не так остановки объявляют, на какой-то линии — какой ужас — Стас Михайлов! Да как они смели, эти метроначальники такое придумать? И вообще — страна у нас ужасная, люди хмурые, никто не улыбается, везде негодяи и дураки, в общем, нечем быть довольным… тем более радоваться чему-то!
деньги») — помните такой старый анекдот?
Я все время думаю о природе этого недовольства — почему, ну почему? Один радуется любой мелочи и видит чаще хорошее, чем плохое, а другой во всем ищет подвох? Какой подход правильнее? А может быть, нужна золотая середина, «царский путь»?
Мне кажется, истоки недовольства (или благодарности) — в разном отношении к жизни. Упрощенно говоря, если ты считаешь, что жизнь (Дорогое Мироздание, Бог, Судьба, кто угодно) тебе что-то (всё) должна, тогда, конечно, любое отклонение от идеальной схемы, которая находится у тебя в голове, мучит и возмущает. Как это, меня толкнули? Как это, погода не каждый день идеальна?? Как это, на улице много уродливых людей??? И так далее, без конца. В своем логическом пределе это путь к безумию.
А если ты видишь мир как дар, данный тебе «за просто так». Ты не заслужил его, а тебе — ТАКОЕ! Небо, солнце, дождь — да что угодно. Господи, спасибо! А травки какие, а как пыль светится, и далее без конца.
Конечно, в чистом виде оба типа встречаются редко, но как ни крути, с устроением души второго типа жить куда интереснее и увлекательнее. И конструктивнее. Потому что если ты знаешь, что тебе никто не должен «сделать хорошо», ты сам охотнее возьмешься за созидание, чтобы — по мере скромных сил — сделать это «хорошо» себе или еще кому. Нужно оговориться, что «быть благодарным» вовсе не значит радоваться злу и беззаконию, смиряться с подлостью и все такое. Речь не о том, чтобы радоваться вообще всему. А о том, чтобы не пропустить по-настоящему хорошее. В том числе и среди плохого.
Многие скажут, что «просто радоваться» — это, в конце концов, глупо и по-детски. А по мне, гораздо более по-детски выглядит капризный блогер, проклинающий снегопад или недостаточно приятный голос в метро.