А вот так, например, выглядел маршрут UF781/UKM781 рейса Киев—Амман, выполненный авиакомпанией «Українсько-середземноморські авіалінії» буквально на днях, 8 октября. Недалеко от Бейрута лайнер зачем-то взял резко влево, в сторону Дамаска, после чего на добрую сотню километров углубился в Сирию, чтобы зайти на иорданский аэродром «Королева Алия» с северо-востока!
Конечно, над территорией Сирии оба лайнера выполняли свои полеты на большой высоте — свыше 10 тысяч метров. Никакие комплексы джихадистов добить туда не способны — если, конечно, им не «подогнали» иные средства, помимо уже известных. Или если эти и другие рейсы в окрестностях Дамаска будут и впредь гарантированно держаться безопасного коридора. Вот только кто может поручиться, что подобные гарантии будут действовать вечно и что какой-нибудь диспетчер не направит самолет-жертву прямиком в опасный коридор? А уж о такой «мелочи», как «молчаливый» захват воздушного судна террористами-смертниками, способными нарочно взять курс на ЗРК своих подельников, и говорить не приходится.
Ситуация осложняется тем, что не так давно Россия разместила в Сирии зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, умеющие поражать любую воздушную цель на сотни километров вокруг. Пентагон по этому поводу уже выразил озабоченность, заявив, что российские ЗРК представляют угрозу для американских самолетов. Но главное, теперь в Сирии официально находятся средства ПВО, способные сбить любой самолет, — и принадлежат они именно нашей стране.
Смысл провокации, таким образом, заключается в том, чтобы сбить гражданский лайнер из «незарегистрированного» ЗРК или любым другим способом (хоть ракетой с истребителя, хоть бомбой в салоне) — и немедленно «повесить» эту жертву на Москву и Дамаск, подвергнув их шквалу информационных атак.
О подобной возможности предупреждает военный корреспондент ФАН в Сирии Роман Сапоньков:
«Еще летом под Дамаском многократно фиксировалась работа радара — подсвечивали наши самолеты, но пусков не было, — пишет Роман в своем Facebook. — Версии, что это за установка, расходятся (от модернизаций «Осы» до китайских клонов). Соответственно, российский боевой борт сбить не могут — не хватает умения, плюс профессионализм наших летчиков (постучал по дереву), но по гражданскому бахнуть теоретически могут. Особенно если за кнопки посадить специалистов из третьих стран».
Аналогичного мнения придерживается и политолог Сергей Марков. В эксклюзивном комментарии ФАН эксперт предупреждает о намерениях властей США повторить трагедию малайзийского борта.
Марков: Падение лайнера — операция ЦРУ
— Сергей Александрович, насколько реально повторение украинского сценария?
— Я не разведка, у меня разведывательных данных нет. Открытые же данные говорят, что Киев организовал гибель гражданского самолета, это очевидно любому. Это было активнейшим образом использовано для максимального давления на Россию, чтобы она отказалась от поддержки ДНР и ЛНР. Операция прошла очень удачно. Отмечу, что тогда это был чуть ли не единственный полет над Украиной, на котором не был зарегистрирован ни один гражданин США. Был один пассажир с двойным гражданством, но он зарегистрировался не на американский паспорт. Можно с большой уверенностью сказать, что это была операция ЦРУ. Сейчас они тоже заинтересованы в сбитом лайнере, а они обычно повторяют такие стандартные операции, если они эффективны.
— Зачем им это нужно?
— Общая модель действий уже была отработана в недавней истории с гуманитарным конвоем. Цель простая: убить гражданских и немедленно обвинить во всем Россию, пользуясь своим абсолютным информационным преимуществом. Все это есть, как очевидна и острая потребность США в подобной провокации. Наша задача — информационно «подсветить» вероятную провокацию. В этом случае есть основания полагать, что организаторы ее отложат. Если мы с вами сейчас будем об этом активно писать — пусть даже мы преувеличиваем, — это может спасти две сотни ни в чем не повинных жизней.
— Если вдруг, не дай бог, такой трагический сценарий все-таки воплотится в жизнь, то как в дальнейшем будут развиваться события?
— Точно так же, как они развивались в связи со сбитым малайзийским самолетом. Или как с разбитыми машинами гуманитарной колонны, входившей в Алеппо. Они, как мы предполагаем, были разбиты американским беспилотником для того, чтобы все свалить на Россию. После инцидента тут же пошла мощнейшая информационная волна: мол, это Россия убила мирных граждан, это Россия совершает военные преступления! С одним-единственным требованием: остановить атаку на боевиков в Алеппо, которых Запад, конечно, называет «мирным населением» или, на худой конец, «сирийскими повстанцами».
— Какая трогательная забота...
— Я абсолютно уверен, что американский народ категорически против того, чтобы их армия и правительство поддерживали джихадистов. Тех самых террористов, которые убили несколько тысяч американцев в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Однако втайне от народа Америки преступники вступили в военный альянс с боевиками и теперь хотят, чтобы Россия и сирийская армия прекратили наступление на них.
— А народ Америки понимает это?
— На примере президентской кампании в США мы видим, что свобода слова там в основном ликвидирована, заменена на тотальную пропаганду. Мало кто может сказать что-то хорошее о Дональде Трампе, только какие-то маргинальные СМИ. А все фронтальные СМИ получили негласную команду поддерживать Хиллари Клинтон. Исходя из этого, американский народ не способен узнать многое из того, что известно о действиях США за рубежом. Например, о том, что на Украине Вашингтон совершил государственный переворот и привел к власти хунту, которая ведет политику государственного терроризма.
— Изменится ли ситуация с президентскими выборами в США?
— Я верю в Америку. Я верю, что американский народ поставит на место эту зарвавшуюся банду и что, действительно, люди вроде Клинтон окажутся в тюрьме. Ну, не сама Клинтон, а вот те персоны, которые организовывали госпереворот на Украине: Джо Байден, Виктория Нуланд и прочие. Америка уже несколько раз в своей истории демонстрировала способность к переменам. Народ США при президенте Теодоре Рузвельте совершил мирную революцию против трестов, затем он совершил аналогичную революцию при Бенджамине Франклине. Я надеюсь, он сможет повторить это и при Трампе.
Союстов: Гражданские лайнеры летают выше
И все же в отсутствие конкретных доказательств не стоит заниматься резонерством, полагают другие эксперты. Так, по мнению обозревателя ФАН Андрея Союстова, возможность «украинского» развития событий в сирийском небе маловероятна.
«Не так уж и много гражданских рейсов ходит над Сирией, — поясняет Союстов. — Ходят они на эшелоне порядка 10.000 метров. Эта высота достижима для зенитно-ракетных комплексов, которые находятся на вооружении ВСУ, но недостижима для ЗРК, которые замечены на вооружении боевиков из «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) или так называемой «сирийской оппозиции». Их потолок — это 7–8 тысяч, если очень повезет».
У террористов находятся такие автоматизированные ракетные комплексы как, например, «Оса», рассказывает эксперт. Они состояли на вооружении у Сирийской арабской армии и, соответственно, пару раз мелькали в руках оппозиции. Однако ВКС РФ стараются пресекать использование «Ос» со стороны боевиков, продолжает Союстов:
«Каждый раз, когда российское командование обнаруживает в руках оппозиции беспризорные «Осы», на это тут же бросаются все силы, — подчеркивает эксперт. — Это цели особой важности. На высоте 5 тысяч метров это очень опасные комплексы. Но лайнеры летают выше».
Кроме того, наличие только лишь ЗРК не дает возможности сбить самолет, указывает обозреватель. Требуются и специалисты, и сопряженная радиолокационная станция наведения. А этого в руках оппозиции нет.
Конечно, возможны и другие варианты уничтожения самолета, продолжает обозреватель. «Допустим, неопознанный, перекрашенный истребитель с выключенными транспондерами подбирается и сбивает гражданский самолет, — размышляет он. — Но я не помню, чтобы «оппозиция» смогла захватить боевой самолет, да еще и подняться на нем в воздух».
Если же это будет не самолет «оппозиции», а перекрашенный саудовский или какой-либо другой самолет, то шансов пройти незамеченным у него нет, уверен Союстов.
«В Сирии развернута многоуровневая система объективного освещения воздушной обстановки, — поясняет эксперт. — В районе Хмеймима это С-400, в Тартусе — С-300. Кроме того, ЗРК с соответствующими РЛС развернуты на боевых кораблях оперативного соединения в Средиземном море, которые тоже покрывают большое пространство. Эти комплексы работают не по принципу гражданских: для обнаружения самолета им не нужен транспондер, они ловят цель по отражающей поверхности. В силу этого, скрыться от них затруднительно».
Но даже если допустить возможность уничтожения гражданского самолета в небе над Сирией, то обвинить в этом Россию будет очень сложно, полагает Союстов.
«Если бы такой истребитель нашелся и гражданский лайнер был сбит, то повесить это на Россию будет достаточно трудно, — уверен он. — Нашей страной сразу же будет предоставлено большое количество доказательств обратного».
Подобная провокация возможна лишь в случае начала полномасштабной войны, считает наш собеседник.
«Это может сработать, только если целью стоит не дать России времени для оправдания, — предполагает эксперт. — То есть использовать этот казус как повод для начала Третьей мировой войны, атаковав нашу страну через двадцать-тридцать минут после крушения гражданского лайнера».
Герман Парло