Большинство этих народных восстаний оказались безуспешными. Однако Путина преследует навязчивая идея «цветных революций», которые, как он уверен, не являются ни спонтанными, ни организованными изнутри. Он убежден, что эти восстания организовываются США, а в случае с массовыми протестами в Москве четыре года назад — самой Хиллари Клинтон.
Именно в таком контексте стоит рассматривать попытки России вмешаться в ход президентских выборов в США в 2016 году. Путин пытается накормить американскую элиту тем, что он считает ее собственным лекарством. Он пытается разжечь — с помощью Дональда Трампа, понимает тот это или нет — цветную революцию в США.Давайте рассмотрим, как начинались и разворачивались цветные революции. В каждом отдельном случае происходило выступление некоего внешнего политического движения против политической элиты, стремящейся обманом и силой остаться во власти. Внешние силы побуждали своих сторонников собирать свидетельства фальсификаций и обмана в день выборов и, где было возможно, проводить экзит-полы и «быстрые подсчеты», чтобы позже сравнить свои цифры с официальными результатами. Далее они сообщали о своих выводах посредством спутниковых каналов или иностранных СМИ. Когда власти объявляли о неизбежной победе правящего режима, они начинали призывать своих сторонников выйти на улицы в рамках массовых протестов, которые, как они надеялись, приведут к падению режима, или, по крайней мере, дискредитируют его фальшивый триумф.
Разумеется, популистская кампания Трампа настолько же не похожа на продемократические движения в бывших советских республиках, таких как Украина и Белоруссия, насколько не похожа ожидающая своего часа администрация Клинтон на режим Путина. Однако амбициозная цель Путина заключается в том, чтобы создать впечатление их сходства. «Он пытается внушить, что наша система настолько же плоха и коррумпирована, как и его система», — сказал Брайан Уитмор (Brian Whitmore), старший редактор "Радио "Свободная Европа«/Радио «Свобода».
Первый шаг его кампании заключался в том, чтобы взломать компьютеры национального совета Демократической партии и лидеров этой партии и обнародовать материалы — иногда измененные — указывающие на то, что Клинтон якобы действует нечестными методами. Опубликованные материалы свидетельствовали — и это не удивляет — о том, что Клинтон вела нечестную игру против бывшего социалиста, а ныне демократа Берни Сандерса (Bernie Sanders). Как будто по сигналу, Трамп и его сторонники отреагировали на все это притворным шоком и обвинениями в «коррупции».
Затем настало время продемонстрировать несовершенство самой системы голосования. Вероятнее всего, это и было главной причиной попыток взлома избирательных систем более 20 штатов, в том числе таких ключевых штатов, как Пенсильвания и Флорида. В совместном заявлении Министерства внутренней безопасности и директора Национальной разведки США говорится, что взлом избирательных систем вряд ли был проведен с целью «изменить фактические результаты подсчета голосов или результаты голосования». Однако даже сообщений о кибер-вторжениях достаточно для того, чтобы общественность усомнилась в результатах голосования. Вероятно, в этом и заключалась главная цель.
Между тем, Трамп тоже подливает масла в огонь. Он не смог бы еще больше помочь Кремлю, даже если бы он читал с листа. (Что он иногда и делает: вспомните, как он цитировал текст касающегося Клинтон письма, написанный для него новостным агентством Sputnik.) Постоянно предупреждая о том, что результаты выборов могут оказаться сфальсифицированными, Трамп призывает своих сторонников становиться наблюдателями в «определенных штатах», где он может проиграть, таких как Филадельфия. Его движение «Остановите кражи» планирует провести свои собственные экзит-поллы на выходе с избирательных участков ключевых округов. Неизбежные доклады о «нарушениях» дадут Трампу повод заявить об обмане.
Это в свою очередь спровоцирует реакции, которые мы уже наблюдали на прошлой неделе на митинге Майка Пенса (Mike Pence). Одна из сторонниц Трампа тогда сказала: «Если Хиллари Клинтон победит, я лично готова пойти на революцию, потому что я не могу допустить, чтобы она стала президентом». Даже посмотрев видеозапись заявления этой женщины тысячу раз, Путин, очевидно, не переставал улыбаться.
А дальше революция? Путин понимает, что Вашингтон — это не Киев, и у зданий Белого дома или Конгресса вряд ли соберутся толпы людей. Но бунт может произойти и онлайн: представьте себе лавину интернет-постов, за которыми стоят в том числе кремлевские тролли, спутниковые телеканалы и сторонники Трампа в Fox и авторы которых настаивают на том, что «политический истеблишмент» украл голоса Трампа ради победы Клинтон.
Это не помешает Клинтон занять пост президента, так же как и демонстрации на Болотной площади не помешали Путину пройти процедуру инаугурации в мае 2012 года. Однако в этом случае Клинтон начнет свой президентский срок с удара по своей политической репутации как внутри страны, на и на международной арене. Путину придется за это заплатить. А Трамп окажется тем самым полезным идиотом.