В первых кадрах мы видим неухоженный, заросший парк, через который проходит ОНА (главная героиня), что сразу задаёт общий эмоциональный, действительно мистический настрой.
Главная героиня: красива она или безобразна? И что вообще такое – женская красота: счастье или погибель?
Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречья вместе живут. "Братья Карамазовы"
Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей. "Братья Карамазовы"
… иная женщина обольщает красотой своей, или там чем знает, в тот же миг; другую же надо полгода разжевывать, прежде чем понять, что в ней есть; и чтобы рассмотреть такую и влюбиться, то мало смотреть и мало быть просто готовым на что угодно, а надо быть, сверх того, чем-то еще одаренным. В этом я убежден, несмотря на то что ничего не знаю, и если бы было противное, то надо бы было разом низвести всех женщин на степень простых домашних животных и в таком только виде держать их при себе; может быть, этого очень многим хотелось бы. «Подросток»
Бросилось в глаза розовое платье – противоречивое, как и сама героиня. Гламурный розовый цвет, как вызов тому жанру, в котором снят … язык не поворачивается сказать «клип». Фильм! Настоящее кино! При этом фасон платья похож на больничный халат. Не думаю, что это случайность.
Заметила качель у входа в дом. Качель… вечный символ, один из любимых образов Димы … отсыл к детству, к истокам. И кресло-качалка, которое мерно раскачивается – то ли от порыва ветра, то ли кто-то только что встал с него …
Захлопывающееся окно, когда ОНА входит в дом … Нет, не в дом – во дворец: с колоннами и портиком, высокими сводами, большими помещениями и с остатками былой роскоши …
Тоже ведь не случайно ОН и ОНА живут там, где много воздуха! Он – творец! Ему нужно ощущение свободы, в том числе пространственное.
Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. «Униженные и оскорблённые»
А с другой стороны дом сумрачный, в запустении. Склеп, где похоронена любовь? Или келья затворника, чтобы ничто и никто не мешал творить?
Дом его поразил меня; похож на кладбище, а ему, кажется, нравится, что, впрочем, понятно: такая полная непосредственная жизнь, которою он живет, слишком полна сама по себе, чтобы нуждаться в обстановке. «Идиот»
Часы в паутине – время в этом доме остановилось? Разбитая люстра …
Вроде бы люстра – символ театральности, а значит нереальности всего происходящего, но вот эта разбитая вдребезги люстра - как символ антитеатра? Или всё происходящее – не явь, а полусон, подсознание героев? Ведь беседуют они только глазами, без слов. Всё уже сказано, или слова просто лишние …
Единственное яркое пятно в картине разрушенного быта – розовый абажур. Как символ уюта, тихих семейных вечеров вдвоём, неспешных бесед и милых семейных радостей. Но как нелепо он выглядит во всём остальном антураже. Как и засохшие, но всё ещё красивые цветы на столе. Это ЕГО подарок ЕЙ? Или это ОНА украсила ими стол? А может быть это букет от поклонников ЕМУ? Ну, тогда понятно, почему столько любви и одновременно ненависти в её глазах, в искривленных уголках губ! РЕВНОСТЬ! Нежелание делить его с кем бы то ни было, даже с делом всей его жизни?
Умная женщина и ревнивая женщина - два предмета разные, и вот в этом-то и беда. «Преступление и наказание»
Мебель, накрытая белым полотном – то ли переезд, то ли ремонт?
Тени в зеркалах … Монстры? А что это вообще такое? Наши потаённые мысли, несбывшиеся надежды, убитые в нас желания? Что с ними делать? Взращивать, уничтожать или пытаться ужиться с ними?
Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно таки накопится. То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их и есть. (из дневника Ф.М.Достоевского)
Клетка. Пустая. Что за метафора: пресловутая «золотая клетка», в которую попадает женщина после свадьбы? Или возможно … это опустевшая клетка вырвавшейся на свободу певчей птицы?
Пустые рамки для фотографий на стенах. У НИХ больше нет общего прошлого? Или она порвала их в порыве ревности?
Впоследствии я понял, что, кроме лишения свободы, кроме вынужденной работы, в каторжной жизни есть еще одна мука, чуть ли не сильнейшая, чем все другие. Это: вынужденное общее сожительство. «Записки из Мёртвого дома»
И средь этого сумрака – ОН в ослепительно белой рубашке и блики на стенах от солнечного света, которые очень напоминают световые эффекты на сцене.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! «Униженные и оскорблённые»
Самое яркое, что есть в клипе – это конечно сам Дима. Его пружинистая, стройная фигура, эти удивительные, пронзительные глаза-сливы, потрясающий овал лица, с чётко очерченными скулами. Всё связано с ним: его книги, его женщина, его дом, его монстры! И сам Дима связан – это и путы, и узы, и одновременно тормоза, предостерегающие от чего-то, дающие время всё обдумать…
Да, я сумрачен, я беспрерывно закрываюсь. Я часто желаю выйти из общества… «Подросток»
Белая рубашка - словно смирительная. Опять тема боли, больной души … Да и можно ли творца назвать в обыденном смысле слова здоровым человеком? Всё на грани, или даже за ней …
Хоть бы в сумасшедший дом поступить, что ли, что бы перевернулся как-нибудь весь мозг в голове и расположился по-новому. «Униженные и оскоблённые»
Во всём есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно. «Преступление и наказание»
Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве! «Идиот»
За людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах... «Братья Карамазовы»
Героиня идёт к НЕМУ навстречу через очень необычный коридор-тоннель. Эти книги – живые, старые, с затёртыми корешками, т.е. прочитанные. А значит ГЕРОЙ и его монстры – плод размышлений, напряжённой интеллектуальной работы… Но она выхватывает только одну книгу – «Бесы». И её тоже мучают монстры? Только её, личные?
Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Да и что самому прежде невдогад было, так вот здесь, как начнешь читать в такой книжке, так сам все помаленьку и припомнишь, и разыщешь, и разгадаешь. «Бедные люди»
И эти летящие страницы напомнили те самые … самолётики.
Пустые фоторамы, но зато «говорящее зеркало», сквозь которое ОНА видит счастливый момент их жизни. Во всяком случае ей так казалось ... Но это опасные игры с бритвой. Была на грани, могла бы закончить историю иначе?
Это были какие-то два влюбленные друг в друга врага. «Братья Карамазовы»
В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, — и мы оба погибнем. «Идиот»
Белое платье … как несбывшаяся свадьба. И горечь в её глазах. И его взгляд, эти глаза-вишни – такие манящие и прекрасные!
Поверь, жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это - вечное искание, кому бы подчиниться...так сказать, жажда подчиниться. И заметь себе - без единого исключения. «Подросток»
За её спиной – тень. Тоже монстр? Другой? Свои собственные мечты?
Привидения - это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир. «Преступление и наказание»
За его спиной РУКИ! Поклонники? Которые ждут, манят, обнимают? А может, опутывают, не дают вырваться, не отпускают?
ОН протягивает руку, но не приближается к ним, а отдаляется… Между АРТИСТОМ и публикой есть дистанция. А есть ещё ОНА – и он опять смотрит на неё с нежностью, тянется к ней. А ОНА пытается в последний раз встряхнуть ЕГО. Отталкивает в исступлении! А ОН, падая, развязывает путы. Свободен?
И крупно крестик … как оберег!
Жалюзи с заколоченными крест накрест окнами - так бывает когда люди покидают свой дом …
ОНА его отталкивает – ОН опять идёт на встречу. Тянет с нежностью руку к её лицу …
«Но в этих глазах, … было нечто такое, во что конечно можно… влюбиться ужасно, но что может быть нельзя… долго любить». «Братья Карамазовы»
Одна картина на стене … Автопортрет? Она ведь … художник? У неё тоже есть свой монстр – ЕЁ творчество, желание сохранить себя …
И ОНА не способна раствориться в нём без остатка. И нужно ли ЕМУ это? Мог бы ОН полюбить бесцветную тень, а не яркую, самодостаточную женщину.
Штора на окне … как порванный парус! Порванный, но ПАРУС … надежды, свободы.
А чего не отдашь за свободу? Какой миллионщик, если б ему сдавили горло петлёй, не отдал бы всех своих миллионов за один глоток воздуха? «Записки из Мёртвого дома»
И вот ОН выходит на балкон, и вдыхает утренний свежий воздух полной грудью! После затхлого запаха разрушенного их общего дома …
Позади него старые стены, как символ чего-то отжившего и разрушающегося, хотя и дорого, а - впереди сочная манящая зелень, как символ свободы и жизни на воле…
ОНИ сближаются …напрашивается поцелуй … Но в ней просыпается ЕЁ монстр.
Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище. «Записки из Мёртвого дома»
На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви. Я хочу мучения, чтоб любить. «Сон смешного человека»
И ОНА совершает неожиданный поступок – она отпускает его к ТЕМ, которые отняли ЕГО у НЕЁ, которые всегда ждут и любят.
Руки … те самые отбитые от аплодисментов ладошки, сбитые в интернет-боях пальцы … И ОН падает … нет, не в бездну, а в эти тёплые любящие руки поклонников, похожие на ромашковое поле. На сегодняшний момент своей жизни он выбрал НАС.
Но то, что изображение падающего Димы меняет цвет, превращаясь в негатив – это обратная сторона творчества. Шипы и розы! Зависть, испытание, непонимание, пробы и ошибки, вечные муки и сомнения …
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали, а ты увидишь, какие лица обступят тебя, когда ты хоть немного достигнешь цели. Они будут ставить ни во что и с презрением смотреть на то, что в тебе выработалось тяжким трудом, лишениями, голодом, бессонными ночами. Они не ободрят, не утешат тебя, твои будущие товарищи; они не укажут тебе на то, что в тебе хорошо и истинно, но с злою радостью будут поднимать каждую ошибку твою, будут указывать тебе именно на то, что у тебя дурно, на то, в чем ты ошибаешься, и под наружным видом хладнокровия и презрения к тебе будут как праздник праздновать каждую твою ошибку (будто кто-нибудь был без ошибок!). Ты же заносчив, ты часто некстати горд и можешь оскорбить самолюбивую ничтожность, и тогда беда - ты будешь один, а их много; они тебя истерзают булавками… «Неточка Незванова»
Так как же Дима отвечает в своей новой работе на вопрос, что делать с «монстрами»?
Мне кажется, очевидно: сублимировать их в творчество! Именно творя, он по-настоящему счастлив и свободен. А ТА … единственная, которая поймёт и примет его таким, каков он есть, обязательно придёт в его жизнь, как награда …
Говорят, что музыка тем и хороша, что можно настроить музыкальные впечатления под лад всякого. Радующийся человек найдет в звуках радость, печальный – печаль. «Чужая жена и муж под кроватью»
Он сам художник своей жизни и творит её себе каждый час по своему произволу. «Белые ночи»
Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. «Дневник писателя».