История туалетной бумаги в СССР
История туалетной бумаги в СССР начинается в 1968 году, когда для Сясьского целлюлозно-бумажного комбината было закуплено английское оборудование для производства туалетной бумаги. Торжественный запуск линии состоялся 3 ноября 1969 года.
Первоначально планировалось выпускать около 30 миллионов рулонов в год. Для страны с населением в четверть миллиарда человек это кажется каплей в море, но и такое количество продукции решили выпускать с осторожностью, так как руководство опасалось, что новый товар не будет пользоваться спросом.
В первое время новшество действительно с трудом находило своего покупателя. В СССР не было туалетной бумаги, но граждане вполне обходились и без нее. Поэтому потенциальные покупатели туалетной бумаги не могли понять, зачем специально тратить деньги на аналогичные бумажные листы.
Но не зря говорят, что к хорошему привыкают быстро. Попробовав новинку, потребители обычно не хотели возвращаться к «испытанным» методам.
Спрос на продукцию Сясьского комбината стремительно рос, так что за первую пятилетку выпуск туалетной бумаги был удвоен – до 67 млн. рулонов в год.
Но такого количества бумаги все равно не хватало, так что к середине 1970-х годов туалетная бумага в СССР перешла в разряд дефицитных товаров.
Лучше всего туалетной бумагой снабжался Ленинград (производство находилось в Ленинградской области), но даже там были введены ограничения на продажу – не более десяти рулонов в одни руки. Вполне естественно было встретить на улице гражданина после «удачной покупки», когда он шел по улице, обернувшись связкой рулонов бумаги.
Также туалетная бумага в СССР встречалась в других крупных городах, а вот в районных центрах ее было почти невозможно найти, не говоря уже о селах и деревнях.
Чтобы хоть как-то удовлетворить растущий спрос, другие целлюлозно-бумажные комбинаты пробовали наладить выпуск туалетной бумаги на своих линиях, но, не имея необходимого оборудования, могли выпускать туалетную бумагу только в виде салфеток, размером с «привычный» разрезанный газетный лист. Но такие нововведения так и не прижились.
+