Продолжительная волна этих разочарований дискредитировала традиционные партии, легитимизировав такого не укладывающегося ни в какие схемы персонажа, как Трамп.
Другая «прореха» Америки — это ее истеблишмент. Американские элиты обособились, утратили связь с реальной страной и слишком разбогатели, чтобы бороться за справедливость. Механизм отбора этих элит разладился или, вероятнее всего, прогнил: Америка, избирающая сначала Буша-старшего, потом Буша-младшего и теперь предлагающая в качестве президента жену бывшего президента Клинтона, свидетельствует о наличии тех же недостатков, что были свойственны европейской аристократии, которую — напомним — свергла Французская революция.
Распространенные ресурсом Wikileaks данные электронной почты и сведения, порочащие Фонд Клинтон, раскрывают лишь наполовину завесу над властью, сотканной из скрытой и иногда явной коррупции, услуг, оказываемых друг другу сильными мира сего, манипуляций прессой, клановой логики, преследования тайных целей, слишком далеких от того, о чем заявляется во всеуслышание.
Взгляните на эту схему:
Иностранные пожертвования в фонд Клинтон:
Саудовская Аравия: 10-25 миллионов долларов
Кувейт: 5-10 миллионов долларов
ОАЭ: 1-5 миллионов долларов
Брунеи: 1-5 миллионов долларов
Катар: 1-5 миллионов долларов
Оман: 1-5 миллионов долларов
Алжир: 250 тысяч — 500 тысяч долларов
Как можно доверять семье Клинтон, которая фактически обменивала выступления (создается впечатление, что и в Госдепартаменте тоже) и личные встречи на конференциях на миллионные пожертвования в собственный фонд? Пожертвования при этом могли происходить из нерукопожатных стран.
Благодаря Трампу мы узнали, что свержение режима Каддафи нужно было не президенту Франции Саркози, как предполагалось до сих пор, а Хиллари, действовавшей в этом вопросе против воли Обамы.
Вот почему, когда звучит вопрос, какой кандидат лучше, я отвечаю, что нужно прежде всего задаться вопросом, кто из них хуже, и кто менее опасен для нас, для европейцев.
Трамп — это темная лошадка, однако опыт показывает, что когда ядерный чемоданчик попадает в руки к эксцентричным персонажам, они усмиряют свой взгляд на мир, начинают отдавать отчет в собственной власти и становятся гораздо осторожней. Трамп — бизнесмен, он знает о существовании красных линий, за которые не следует заступать.
Хиллари же, к сожалению, ничего не скрывает: она является воплощением неоконсервативного направления, которое после 11 сентября 2001 года доминировало во внешней политике США, привело к дестабилизации ситуации в Ираке, в Египте, в Тунисе, в Сирии, на Украине, к войне с терроризмом, усугубившей терроризм и породившей Игил (запрещенную в России террористическую организацию), к созданию других столь же неоднозначных обстоятельств. Клинтон воплощает ту часть Америки, которая хочет свести счеты с Россией, проводя претенциозную антипутинскую и пагубную для европейцев политику. Эта политика может однажды привести к войне с Россией.
Вот почему из этих двух кандидатов большую опасность для европейцев парадоксальным образом представляет та, кого в прессе представляют как более умеренного и прогрессивного политика — Хиллари Клинтон.
Как бы то ни было, Америка — это сплошное разочарование.
Марчелло Фоа (Marcello Foa)