Эффект домино: «развесят ли на реях» политиков Европы после победы Трампа
Сегодня, после победы Дональда Трампа, многие задумываются: не вызовет ли она своеобразного «эффекта домино» на Западе? Не посыплются ли следом за Бараком Обамой и Хиллари Клинтон из большой политики Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Анджей Дуда, Петр Порошенко и прочий легион западных, прозападных и околозападных деятелей во всех частях света? Придут ли им на смену Сара Вагенкнехт, Марин Ле Пен и другие фигуры, для которых русофобия вроде бы не является жизненно важным органом?
«Трампзит»: модель нужно менять
Конечно, можно в это верить и можно на это надеяться. Но «логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений». А нынешняя запредельно повышенная русофобия «коллективного Запада», несомненно, была вызвана моделью агрессии глобальной «империи доллара», которая, как велосипед, не могла остановиться, чтобы не упасть.
Поэтому для эмиссии триллионов новых долговых обязательств Федрезерва требовался прямой и бесспорный контроль за все новыми и новыми реальными активами: маковыми полями Афганистана, нефтяными качалками Ближнего Востока, «сланцевым нефтегазом», финансовыми оффшорами ее величества Елизаветы II, и так далее. А все, что этому мешало, — путинская Россия в том числе, с ее «постсоветским наследством» — подлежало слому и уничтожению, без вариантов.
Но — нашла коса на камень. Соотношение возможных прибылей с риском получить по морде, условно говоря, российскими ядерными «Калибрами» ушло очень далеко в «красную зону». Поэтому модель приходится менять. Да, «Трампзит» — это прямое продолжение «Брекзита». Но он вовсе не требует каких-то кадровых землетрясений — только корректировки результирующего вектора.
Что, разве после британского референдума 23 июня 2016 года в Лондоне многое изменилось? Да ничего подобного! В результате столь «судьбоносного» голосования публичная власть на Туманном Альбионе всего-навсего перешла от одной группы политиков-консерваторов к другой. Причем в кресле премьер-министра оказался вовсе не главный оппонент Дэвида Кэмерона экс-мэр Лондона Борис Джонсон, ставший «всего лишь» министром иностранных дел, а Тереза Мэй, ранее руководившая работой министерства внутренних дел. При этом министр иностранных дел в правительстве Кэмерона Филип Хаммонд стал ведать финансами, а недавний министр энергетики Эмбер Радд — внутренними делами. Такая вот «небольшая рокировочка» — и все.
Это я к тому, что да, «кадры решают все». Но не надо считать, что одни и те же кадры намертво связаны с одним и тем же курсом и что раз курс корабля меняется, то предстоит смена капитана, штурмана и боцмана. Подобное не исключено, но вовсе не обязательно.
Франция и Германия: кадры всего не решают
Конечно, тому же Олланду на предстоящих выборах не светит ничего. От слова «совсем». Потому что ущерб, нанесенный им французской экономике, он, оставшись президентом Франции, возместить не сможет. Но и то, его сменщиком окажется, скорее всего, не Марин Ле Пен, а Николя Саркози. Да, тот самый «палач Ливии».Но вот относительно Ангелы Меркель, например, лично у меня уверенности в ее уходе нет — даже несмотря на череду поражений ХДС на земельных выборах. Ведь если пристальнее посмотреть на бундесканцлерин, то настолько ли уж безоговорочно проамериканскую политику она вела и ведет? «Северный поток-2» для «Газпрома» и своей Германии, несмотря на противодействие Вашингтона, она отстояла. Исключение газопровода OPAL из третьего энергопакета ЕС пробила. Siemens и E.On как работали с Россией, так и работают, невзирая ни на какие «санкции». В «нормандскую четверку» США не допустила. Минские соглашения подписывала без «Вашингтонского обкома», сама себе гарант. Что смогла, то смогла… Думаете, ей теперь будет трудно развернуться лицом к России? Или «в противоход» такому развороту фатерлянд взорвет «бомба исламских мигрантов»? Ну, поживем-увидим…
Тут «осси», из числа которых — и сама Ангела, вполне могут дать фору и показать свой класс «весси», привыкшим, что за них все всегда решают в Вашингтоне. Ну, и баварцы еще — между прочим, это не вовсе только пиво с «мерсами»-«бумерами». А лидер ХСС и премьер-министр этой земли Хорст Зеехофер уже давно готов поворочать делами на федеральном уровне…
«Схватка бульдогов под ковром» только начинается
Так что поворот оверштаг на Западе и в Европе после инаугурации Дональда Трампа на пост 45-го президента США не то что возможен, а практически неизбежен, но вот вешать на реях — даже в фигуральном смысле — скорее всего, никого не будут. Конечно, если только Евросоюз не начнут «дербанить» так, как постсоветскую Россию в «лихие девяностые», вероятность чего не является нулевой.Впрочем, сейчас на обсуждение и подготовку смены курса у западных и прочих политиков есть целых два с половиной месяца, включая рождественские каникулы, а это — «схватка бульдогов под ковром» с не очень предсказуемым результатом.
При этом можно почти со стопроцентной уверенностью прогнозировать, что «команда Трампа» согласится «вернуть Украину России» — разумеется, в ее нынешнем, разобранном в хлам состоянии и за очень реальные ответные уступки. Согласитесь, что в таком случае США по сравнению с 1991 годом ничего не потеряют, а вот Москве придется очень серьезно задуматься, что делать дальше с подобным «счастьем», да еще минимум наполовину «бандеризированным»…
Но в любом случае для нынешней киевской «влады» отсчет пошел уже на недели, в лучшем случае — на месяцы. Интересно, как будет чувствовать себя уже не «президент», а всего лишь «инвестор» Петр Порошенко?
Олег Щукин