Первым на эти вызовы среагировал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Буквально в тот же день, когда стали известны результаты выборов в Америке, Юнкер заявил о неизбежности создания европейской армии. По мнению главы Еврокомиссии, Соединённые Штаты «в долгосрочной перспективе откажутся от обеспечения безопасности Европы».
Для Юнкера это не новая тема. Он уже не раз озвучивал идею создания объединенных вооруженных сил Евросоюза. Большого понимания у коллег глава ЕК не нашёл, что отразилось и в его заявлении от 9 ноября. «Нам нужно дать новый ход вопросу о европейском оборонительном союзе вплоть до… создания европейской армии. Это музыка будущего, и она уже звучит, только многие европейцы пока ее не слышат», — подчеркнул Юнкер.
Среди «слабослышащих» политиков привычно отметилась министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. 10 ноября в эфире немецкого общественно-правового телеканала ZDF фон дер Ляйен предостерегла Дональда Трампа от пересмотра российско-американских отношений и переоценки НАТО. В эфире ZDF германский министр поучала избранного американского президента, что к Североатлантическому альянсу нельзя относиться как к бизнесу: «Это не предприятие. Это не тот случай, когда можно сказать: прошлое меня не волнует. Ценности, которые мы представляем, мне также не важны, я посмотрю, сколько денег я могу заработать, и может ли получиться выгодная сделка. Так не управляют страной, и это не принцип НАТО», – горячилась фон дер Ляйен.
Европейские политики прекрасно осведомлены об отношении Дональда Трампа к НАТО. В ходе выборной кампании Трамп последовательно вёл линию, что «НАТО стало слишком дорого обходиться США, и страна уже не может позволить себе столь высоких трат на поддержание Североатлантического альянса».
В оценках тогда ещё кандидата в президенты США была неприятная для европейцев аргументация. На митингах своих сторонников Трамп говорил, что НАТО утратило свою эффективность, а европейские союзники слишком пассивны, слабы и не горят желанием серьёзно финансировать альянс. По мнению Трампа, существование НАТО имело смысл в годы Холодной войны. Сейчас мир кардинально изменился, и теперь Соединённым Штатам для защиты своих союзников «приходится ввязываться в то, что может стать третьей мировой войной с Россией».
Эти посылы Дональда Трампа в Европе услышали только тогда, когда он стал избранным президентом США, и забеспокоились: насколько предвыборная риторика кандидата в президенты может стать программой действий новой американской администрации. Судя по реакции Урсулы фон дер Ляйен, многие в Европе рассматривают предвыборные заявления Трампа о НАТО, как политический экспромт, и ждут его переосмысления.
В ответ на это американские аналитики призывают своих европейских союзников серьёзно относиться к словам будущего хозяина Белого Дома. Например, эксперт вашингтонского Института Брукингса Томас Райт обратился к истории и вспомнил, как ещё в далёком 1987 году «41-летний бизнесмен Трамп разместил в национальных газетах полностраничный рекламный материал, в котором осудил оборонную политику Америки, заявив, что США «должны перестать оплачивать защиту стран, которые способны защищать себя самостоятельно». Речь в тех публикациях шла не только о НАТО, но и о Японии, Южной Корее.
Томас Райт отмечает: идеи, с которыми выступал на предвыборных митингах Трамп, практически повторяют его позицию тридцатилетней давности. Так что претензии к союзникам по НАТО и обвинение, что «они бесплатно пользуются привилегиями, которые дают членство в альянсе», – совсем не предвыборный экспромт, а давно сложившаяся политическая позиция.
Европейская армия вместо НАТО
Вывод из этого простой: американский защитный зонтик над Европой может схлопнуться, и странам Евросоюза теперь надлежит самим побеспокоиться о безопасности на континенте, или, как минимум, основательно потратиться на её обеспечение. Тут как раз и подоспел глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер со своей давней инициативой о создании общеевропейской армии.
Юнкер – не стратег. Не отмечен он и в антинатовских демаршах. Зато демонстрирует упорное желание сформировать в Евросоюзе полноценную супергосударственность, которая невозможна без такого важного института, как армия. Отсюда и эта идея об объединённых вооруженных силах ЕС. Она впервые возникла в 2003 году. Тогда в Брюсселе собрались лидеры Германии, Франции, Бельгии, Люксембурга и обсудили принципиально новую военную политику Евросоюза. Главы «брюссельской четвёрки» предложили создать единые вооруженные силы ЕС.
Новая оборонная концепция не вызвала большого восторга у партнёров по НАТО, прежде всего, американцев, которые после второй мировой войны плотно контролируют правительства европейских стран. Поостыли и европейцы, когда выяснили, что только материально-техническое снабжение и тыловое обеспечение передовых частей постоянной готовности «нагрузит» бюджет ЕС сразу на 4 млрд. евро.
Другой осязаемой проблемой для объединённой европейской армии стала зависимость от американских вооружений. В самой Европе на равных противостоять внешним силам могли лишь некоторые виды военной техники. Наиболее важные системы вооружений плывут на континет из-за океана. Наконец, против идеи «брюссельской четвёрки» активно выступили британцы и новые члены альянса, которых полностью устраивала лидирующая роль Пентагона на континенте.
В 2003 году Жан-Клод Юнкер, тогда – премьер Люксембурга, входил в число инициаторов новой оборонной концепции ЕС. Возглавив в январе 2015 года Еврокомиссию, Юнкер вернулся к давней идее и уже в марте предложил своё видение объединённых вооруженных сил Европы. С годами состав оппонентов не изменился – Британия, Польша, страны Прибалтики. Они и в очередной раз раскритиковали главу Еврокомиссии.
Казалось, идея европейской армии окончательно потеряла перспективу. Но случился Brexit. Один из главных критиков идеи Юнкера остался за бортом обсуждения проблемы. Уже в июне Париж и Берлин объявили о совместном проекте реформирования ЕС. Смыслом новой инициативы лидеров двух стран стало усиление интеграции стран ЕС в вопросах безопасности и снижение зависимости от НАТО.
Ангела Меркель и Франсуа Олланд дали соответствующие поручения своим военным министрам. Осенью от них поступили первые предложения. Пока они ограничиваются созданием европейских самолетов-заправщиков и систем спутниковой связи, планами по защите Шенгенской зоны. Эти мероприятия вряд ли приведут к появлению «совместной военной силы», которая «будет соперничать с НАТО по военному потенциалу». Такую задачу в нынешнем сентябре определили для себя лидеры Евросоюза на неформальном саммите в Братиславе. Их предложение сейчас дорабатывают и официально представят в декабре.
На саммите договорились окончательно согласовать новую оборонную концепцию к июню 2017 года. Что из этого получится, пока трудно сказать. Ведь, как отметило в своём обзоре американское издание The National Interest , – «После исчезновения «советской угрозы» военные мускулы многих европейских государств атрофировались», восстановить даже прежний оборонный потенциал будет не просто.
Однако, как видим, министры обороны Франции и Германии в своём совместном документе даже не приблизились к масштабной оценке предстоящих дел, а ограничились лишь фрагментом общих задач. Возможно, сказалось то, что, например, Урсула фон дер Ляйен не видит пока своё ведомство вне структур НАТО. Потому она так горячится, побуждая избранного президента США пересмотреть свою позицию в отношении Североатлантического альянса.
Судя по всему, фон дер Ляйен напрасно старается. Эксперты из института European Policy Centre ожидают, что «новая американская администрация постарается добиться перераспределения нагрузки — с плеч США на европейские страны». «Прошли времена, когда мы могли чувствовать себя младшим братом, расти в тени и под охраной США», – соглашаются с ними близкие к администрации ЕС политологи. «Американский зонтик над Европой складывается навсегда», – цитирует немецкая Deutsche Welle местного дипломата.
Объективные наблюдатели считают, что охлаждение американцев к финансированию альянса вызвано не только позицией, ориентированной на национальные интересы части вашингтонской элиты, знаменем которой стал сейчас Дональд Трамп. Держать над Европой оборонительный зонтик уже непосильно для экономики Соединённых Штатов.
О безопасности континента европейцам теперь придётся заботиться самим. Случится это не завтра, но процесс уже пошёл. Об этом ещё раз напомнил европейским политикам Жан-Клод Юнкер в своём заявлении от 9 ноября.
Геннадий Грановский