Бывший идеолог ЦК КПУ, получив в руки одну из самых развитых республик СССР, мгновенно стал на путь национального предательства украинского народа. В Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990 г., говорилось: «Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».
Подготовка к референдуму и президентским выборам изобиловала заверениями в том, что новая независимая республика гарантирует своим гражданам нейтралитет, сохранит связи с партнерами по СССР, обеспечит равенство всех проживающих в ней народов и т.д.
В ходе своей инаугурации Л.Кравчук заявил, что «Украина не намерена вступать ни в какие политические союзы, а собирается строить отношения с бывшими союзными республиками только на двусторонней основе».
А еще через неделю в Вискулях он подписал печально известные Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.
Параллельное объявление о создании СНГ с украинской стороны стало лишь уловкой. Подписав договор о создании СНГ, Киев позже не ратифицировал Устав организации, тем самым так и не став полноценным участником интеграционного объединения.
Последующие события лишь укрепили двуличный характер внешней политики Украины.
Так, в первую годовщину независимости Украины Л.Кравчук, требуя для себя преференций со стороны партнеров по СНГ и возврата части имущества бывшего СССР, принял от правительства УНР в изгнании мазепинские клейноды и грамоту «президента УНР» Н.Плавьюка, в которой говорилось: «Составляя свои полномочия, мы заявляем, что провозглашенная 24 августа и утвержденная 1 декабря 1991 народом Украины Украинская Держава продолжает государственно-национальные традиции УНР и является правопреемником Украинской Народной Республики».
Хотя этот символический жест и не нашел отражения в правовой системе Украины, именно он заложил основы для идейного преемничества страны от националистической Директории Петлюры. Более того, «президент» Плавьюк являлся членом ОУН, чьим осведомителем в детстве был и сам Леонид Макарович.
Многие помнят многочисленный десант диаспорян, высадившийся на Украине после провозглашения независимости.
Например, прибыла и даже стала депутатом Верховной рады Слава Стецько, супруга Ярослава Стецько, под руководством которого 30 июня 1941 г. был принят Акт провозглашения Украинской Державы. В документе, в частности, говорилось: «Возобновленная Украинская Держава будет тесно сотрудничать в Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».
Нынешние законы о декоммунизации, закрепившие в качестве официальной идеологии Украины петлюровщину и бандеровщину, стали венцом той идеологической направленности, которая насаждалась в стране четверть века.
Такое идейное наследие не могло не отразиться на направленности внешней политики Украины. Для «освобождения от московской оккупации» уже в 1993 г. было принято постановление Верховной рады «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины», в котором утверждались приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Европейский союз.
Ты их в дверь, они в окно
Эта народная поговорка лучше всего характеризует отношения Украины и ЕС (Объединенной Европы). Несмотря на постоянные заверения представителей ЕС о том, что Украина никогда не будет принята в это интеграционное объединение, все внешнеполитические усилия страны уже с начала 90-х годов были направлены на евроинтеграцию. В худшем смысле этого слова. Если быть до конца объективными, при приоритете защиты национальных интересов страны сближение украинских и европейских стандартов действительно могло послужить на пользу государству, тем более что аналогичные процессы происходили и в других странах – бывших республик СССР.
Но Украина, как всегда, изобрела особый путь. Л.Кучма после вступления в силу в 1998 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, будучи официально уведомленным о том, что вступление в ЕС стране «не светит», подчинил всю внешнюю политику продвижению в ЕС. Никакие другие инициативы не принимались или принимались лишь в той мере, в которой не противоречили пресловутой евроинтеграции.
Многим памятен разразившийся в 2003 г. скандал, связанный с подписанием Украиной Соглашения о формировании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины. Прозападное крыло украинских политиков и чиновников буквально взвилось в негодовании, обвиняя Кучму едва ли не в измене родине. Впрочем, подобная политика касалась не только ЕЭП. Жертвой евроинтеграции пала и свободная торговля в рамках вполне антироссийской ГУАМ.
Камнем преткновения стало создание наднациональных управляющих структур, якобы лишавших Украину суверенитета. При этом наличие таких же наднациональных структур с гораздо большими полномочиями в Евросоюзе нисколько не смущало борцов за независимость.
Например, экс-глава комитета по иностранным делам и депутат от БЮТ О.Билорус в свое время вносил проект закона об основах внешней и внутренней политики, в котором запрещалось любое делегирование полномочий Украины наднациональным органам, за исключением органов ЕС и НАТО. А чего стоит инициатива Б.Тарасюка об одностороннем присоединении Украины к внешнеполитическим заявлениям ЕС? Самое страшное в том, что для этого у Европы еще и приходилось каждый раз спрашивать разрешения, согласен ли Брюссель, чтобы Украина поддержала его внешнеполитическую позицию.
Именно перу «пророссийского» Кучмы принадлежит и распоряжение о заключения соглашения об ассоциации с ЕС от 2003 г. Практически переговоры были начаты позже, уже при В.Ющенко, который сразу же с приходом на президентский пост в одностороннем порядке отменил визы для граждан ЕС. И теперь можно сколько угодно ныть по поводу того, что Европа не предоставляет Украине безвизовый режим, но рычаг давления на ЕС был потерян именно тогда.
Подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС окончательно похоронило суверенитет Украины. Начнем с того, что так называемая ассоциация в корне отличалась от договоров, подписанных ЕС со странами Восточной Европы и направленных на их принятие в состав Евросоюза. Украине под видом Соглашения подсунули договор, который Европа имеет с такими странами, например, как Чили. Которым членство в ЕС уж точно не грозит. Кроме того, без возможности участия в принятии решений Киеву навязаны обязательства автоматически включать в свое законодательство действующие и будущие (!) директивы ЕС. Договором регламентируются и внутриполитические процессы внутри страны от энергетики и управления финансовым сектором до отмены ГОСТ и выращивания ГМО. При этом ни гарантий экономической помощи, ни перспективы членства, ни безвизового режима, ни права на работу украинцев в странах ЕС страна не получила. Вот где государственная измена.
***
Вопреки положениям до сих пор действующей Декларации о независимости Украины, практически сразу после распада СССР страна начала дрейфовать в сторону НАТО.
В 1994 г. Украина первой среди стран СНГ присоединилась к программе «Партнерство ради мира». В 1997 г. была подписана Хартия об особом партнерстве НАТО и Украины, после чего в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО. В ноябре 1998 г. Л.Кучма подписал Программу сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 года, а в самый разгар Косовского кризиса, в апреле 1999 года, в Киеве открылась миссия НАТО. Именно при Кучме, в 2002 г., страна отошла от нейтрального статуса, провозгласив своей целью вступление в Североатлантический альянс, стали разрабатываться ежегодные целевые планы, в 2003 г. был принят соответствующий закон о национальной безопасности, а весной 2004-го - закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины.
Впрочем, Кучме это помогло мало.
При Кучме Киев показал себя верным и последовательным союзником блока, принимая участие в операциях НАТО на Балканах и в Ираке, послушно закрывая свое воздушное пространство для российских самолетов во время Косовского кризиса, одновременно предоставляя возможность его использовать самолетам НАТО, сокращая военное сотрудничество с РФ и переводя армию на стандарты НАТО.
Но полное подчинение Киева политике НАТО произошло при В.Ющенко.
В апреле 2005 г. победитель «паморочной революции» вернул в военную доктрину Украины положение о вступлении Украины в НАТО, исключенное Кучмой, обиженным плохим приемом на саммите НАТО. На Вильнюсском саммите альянса был утвержден «Интенсивный диалог», призванный стать первым шагом на пути Украины в НАТО.
Кратковременное возвращение В.Януковича на пост премьер-министра Украины временно отложило североатлантическую горячку Украины, но в 2008 г. разразился настоящий скандал. Причиной послужило пресловутое «письмо трех», подписанное президентом В.Ющенко, премьером Ю.Тимошенко и спикером парламента А.Яценюком с просьбой на Бухарестском саммите НАТО предоставить Украине ПДЧ. На фоне многочисленных протестов украинцев альянс так и не решился включить Украину в процесс подготовки к вступлению в организацию, но пообещал поцеловать, простите, принять ее в НАТО когда-нибудь потом.
Впрочем, отсутствие ПДЧ мало повлияло на уровень сотрудничества Украины и НАТО.
После избрания президентом Украины В.Януковича, который вернул в законодательство страны положение о нейтралитете Украины, ни одна из программ взаимодействия с НАТО не была отменена. Государственный же переворот 2014 г. и вовсе поставил Украину под полный контроль Брюсселя, чьи представители открыто работают в МО и СБУ, тренируют личный состав армии и поставляют оружие.
Прямым следствием перехода Украины под контроль НАТО вплоть до готовности разместить на своей территории элементы ПРО стали осложнения отношений с РФ. Режим В.Ющенко четко дал понять, что после 2017 г. ЧФ РФ должен будет покинуть Крым, был введен ряд законодательных ограничений на деятельность российского флота. Противостояние дошло до того, что в 2008 г. российская сторона обсуждала вопрос расторжения Большого договора.
Передача оборонной политики и политики безопасности Украины структурам Североатлантического альянса привела не только к утрате Украиной военно-промышленного потенциала, но и к общему ухудшению национальной безопасности, что в результате привело страну к столкновению на ее территории военно-политических интересов НАТО и РФ.
Уничтожить экономику и набраться долгов
Даже объективно необходимые процессы взаимодействия с международными кредитными и торговыми структурами украинской дипломатии удалось обратить во вред собственной стране.
Как и прочие государства СНГ, столкнувшиеся с жестким экономическим кризисом, Украина в 1992 г. заключила соглашение о сотрудничестве с МВФ. За период с 1992 по 2007 г. страна получила около 4 млрд. долл. кредитов. Столь мизерная сумма, однако, вынудила правительство провести ряд реформ по сокращению социальной сферы. Тем не менее до 2006 г. Украине удавалось сохранять независимый финансово-экономический курс.
Конец независимости наступил при В.Ющенко, когда эксперт МВФ на постоянной основе был привлечен к деятельности Министерства финансов Украины относительно финансового анализа и прогнозирования, стратегии планирования бюджета и контроля за финансовой стабильностью.
Именно с того времени Украина и начала попадать в долговую кабалу, которая привела ее к банкротству в конце 2015 г. Лишь за время деятельности правительства Ю.Тимошенко страна получила 10,6 млрд. долл. кредитов. Режим, установившийся в феврале 2014 г., уже полностью поставил финансы страны в зависимость от МВФ, который диктует параметры бюджета, размер золотовалютных резервов, налоговое законодательство, социальную и тарифную политику, а Нацбанк Украины ежедневно отчитывается Фонду о своей деятельности.
Проведенная Н.Яресько реструктуризация долгов лишь ухудшила ситуацию, заставив Украину до 2042 г. расплачиваться с кредиторами частью своего ВВП, не спасая страну от дефолта. Уже в 2017 г. на фоне отказа МВФ от дальнейшего кредитования страны Украина должна будет вернуть Фонду 1 млрд. долл. А сумма «реструктурированных» выплат по еврооблигациям до 2042 г. может составить 100 млрд. долл.
Не лучше ситуация и с ВТО. В процессе переговоров с организацией ведущей идеей в высоких чиновничьих кабинетах стало стремление «обогнать» Россию, чтобы через ВТО диктовать ей свои условия. Обогнать-то обогнали, но в итоге среднеарифметическая ставка конечного связанного уровня тарифов составляет 11,6% для сельскохозяйственных продуктов и 4,85% для промышленных товаров и является самой низкой среди стран-членов ВТО.
Согласно итогам слушаний, проведенных в комитете по иностранным делам Верховной рады 22 мая 2013 г. в честь пятилетия вступления в ВТО, прямая сдача национальных интересов Украины переговорной группой под руководством В.Пятницкого привела к снижению налоговых поступлений в бюджет, деиндустриализации страны, вытеснению украинских производителей с внутреннего рынка и падению производства. Комитет так и не решился официально опубликовать итоги слушаний, ибо они поистине были страшные. России навредить так и не удалось, но Украина потеряла самостоятельность в проведении внешнеторговой политики. Попытки страны пересмотреть грабительские тарифы в ВТО даже не захотели рассматривать.
У разбитого корыта
Если подводить общие итоги дипломатических успехов Украины за 25 лет после распада СССР, напрашивается лишь одно слово: катастрофа.
Практически разорваны отношения с РФ. Даже П.Порошенко в послании к Верховной раде вынужден был признать, что экономическое противостояние с «северным соседом» принесло Украине убытков на 15 млрд. долл. О промышленности лучше вообще не вспоминать. Утрачен автопром, на ладан дышат ВПК, судостроение и авиастроение. На днях бывший главный конструктор завода «Антонов» сообщил о своем отъезде в Азербайджан. Взаимная транзитная блокада с РФ обернулась тем, что Киев утратил до 70% торговых связей со странами Закавказья и Центральной Азии. Об энергетике и говорить не приходится. Отказавшись от закупок российского газа, Украина своими руками похоронила химическую промышленность и металлургию, которые могли хотя бы в какой-то мере компенсировать торговые потери от утраты российского рынка.
Заключение Соглашения об ассоциации Украины с ЕС ожидаемо не принесло роста украинского экспорта в страны ЕС. Экономическая разруха привела к краху политического диалога с Евросоюзом, которому страна с гражданской войной на своей территории и африканскими уровнями доходов населения совершенно неинтересна. Отсюда следует вполне закономерный отказ в финансовой помощи и безвизовом режиме, а также риск, что соглашение об ассоциации вообще не будет ратифицировано.
Официальная националистическая идеология киевского режима крайне негативно сказалась на отношениях с главным адвокатом Украины – Польшей, чей парламент уже принял резолюцию о признании преступлений ОУН и УПА во время Второй мировой войны геноцидом польского народа, а страну сотрясают многотысячные антиукраинские демонстрации. Оскорблена Белоруссия, которую глава парламентского комитета по иностранным делам А.Гопко обвинила в планах военного вторжения на Украину и чьему гражданскому самолету угрожали атакой истребителей. Потеряна Турция, которую Киев собирался использовать в качестве антироссийского тарана.
После многочисленных оскорблений, лившихся из уст украинских политиков в адрес Д.Трампа, развитие отношений с США также под вопросом. Но даже независимо от этого, Вашингтон, исторически не любящий «лузеров», не знает, как избавиться от украинской проблемы. Реальной помощи от США Украина так и не получила.
К 25-летию выхода из СССР Украина подошла в ситуации, когда у нее нет друзей. Разве что страны Прибалтики, которые стремительно теряют население.
Но самое страшное даже не это. Любую ситуацию можно поправить, если государство обладает суверенитетом и реальной независимостью. Но именно этого своей чередой предательств и измен правопреемники Петлюры, в свое время сдавшего страну полякам, ее и лишили. Не с мазепинскими ли клейнодами передался им вирус предательства?