При Бараке Обаме ничего подобного быть не могло в принципе. Да и при победе Хиллари Клинтон, конечно же, тоже, потому что американский прессинг на Европу при таком варианте развития событий скорее всего только усилился бы, а куда дует ветер – туда поворачивается и флюгер. Правило известное. Но вряд ли некоторые, пока что весьма робкие, перемены в европейском политическом мейнстриме – исключительно следствие возможной новой политики Вашингтона (до инаугурации Дональда Трампа надо еще дожить!). Во время пересменки в Белом доме заокеанский каблук, конечно же, несколько ослабил давление, но и без того европейский истеблишмент уже не может полностью игнорировать настроения в обществе, уставшем находиться под постоянной угрозой третьей мировой войны. Можно сказать больше: миф об «агрессивной России», который на самом деле является пропагандистской конструкцией, медленно, но верно рассеивается, а европейские политики, которые сделали его своим кредо, не оправдали ожиданий.
Президент на скутере
Сегодня электорат Пятой республики активно признает, что социалист Франсуа Олланд был их роковой ошибкой. Наверное, в силу особенностей национального характера французы еще могли бы понять своего нынешнего лидера, наносившего ночные визиты очередной даме сердца верхом на скутере, но терактов, которые потрясли всю Францию, ему, конечно же, никогда не простят.
И не только потому, что Олланд, как верховный главнокомандующий, не защитил своих сограждан, он еще и ответить исламистам как следует не смог. Посланный им авианосец «Шарль де Голль» всего неделю проболтался у берегов Сирии и ушел восвояси, так ничего толком и не сделав. Более того, едва завершилась французская «акция возмездия», как Франсуа Олланд набросился на Россию и на Владимира Путина, к которому неоднократно наведывался в трудные времена, за, по его мнению, «неправильные» бомбардировки исламистских позиций в Алеппо.
Впрочем, поскольку действующий французский президент даже близко не похож на харизматичного генерала де Голля, вряд ли его позиция по Алеппо была такой уж личной. Впрочем, как и отказ продать России уже достроенные «Мистрали». Что сказали в Вашингтоне – то он и исполнил, точно, беспрекословно и в срок. Но был ли политический выбор Франсуа Олланда выбором всех французов? Праймериз правых и центристов показали, что далеко не все соотечественники разделяют его русофобию, да и от политической мелочности Олланда французы, насколько можно судить, тоже не в восторге. Настолько, что для представителя Социалистической партии Франции места в избирательном списке не оказалось.
Праймериз правых и центристов, как известно, выиграл депутат французского Национального собрания и экс-премьер Франсуа Фийон, которого из-за позиции по внешнеполитическим вопросам называют «самым пророссийским кандидатом». Фийон не ставит под сомнение стратегический союз с США, но при этом называет абсурдной и провальной политику нынешнего руководства Франции по отношению к России. Считает, что присоединение Крыма прошло с нарушением международного права – как, впрочем, и признание независимости Косово, – однако полагает, что крымский вопрос может быть решен в переговорах между Москвой и Киевом, а Евросоюз и США здесь лишние. Кроме того, Франсуа Фийон уже давно призывает к отмене антироссийских санкций, поскольку они контрпродуктивные, а также говорит о том, что невозможно требовать чего-то от России в рамках Минских соглашений, когда Киев отказывается их выполнить в полном объеме.
Не исключено, что его главным соперником на предстоящих выборах станет лидер «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен, которая заявила, что на самом деле не Москва, а Евросоюз и США «дестабилизируют Европу», что модель, которую защищает Владимир Путин, – это разумный протекционизм, подразумевающий заботу об интересах своей страны, защиту ее идентичности». Она же, если станет президентом Франции, пообещала, что официально признает законность воссоединения Крыма с Россией.
В таком же тоне заговорили и некоторые евробюрократы, например, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Я бы хотел вести дискуссии с Россией на равных», – сказал он в интервью телеканалу Euronews и добавил, что оценка американского президента Барака Обамы, назвавшего Россию «региональной державой», была большой ошибкой. По его мнению, к России следует относиться как к «крупному образованию и гордой нации». «Я бы хотел иметь соглашение с Россией, которое выходит за обычные рамки, имея в виду, что без России в Европе нет структуры безопасности», – отметил Юнкер.
Еще совсем недавно даже трудно было представить, что сам Жан-Клод Юнкер, который ради дополнительной защиты от «внешней угрозы» активно вынашивал идею создания собственной европейской армии, вдруг станет делать намеки о некоем военном сотрудничестве Евросоюза с Россией – по словам сенатора США от Аризоны Джона Маккейна – «бензоколонкой, которая возомнила себя страной». Но чему удивляться, если даже Барак Обама на совместной пресс-конференции с германским канцлером Ангелой Меркель вдруг заявил, что Россия – это все-таки военная супердержава? Но тут надо уметь читать между строк, а также иметь в виду, что это признание прозвучало во время последней гастроли уходящего американского лидера по Европе. Причем Барак Обама не столько отдавал России должное, сколько постарался запугать Европу все той же «российской военной угрозой» – чтобы европейцы и при Дональде Трампе, который настроен на полноценный диалог с Москвой, не сбились с антироссийского курса.
Могикане из Брюсселя и Берлина
И хотя Европа пытается поменять ориентацию, сторонников у прежнего американского курса, практически поставившего мир на грань войны, в Старом Свете еще хватает. Прежде всего это те политики, которым отступать некуда – которые все положили на вашингтонский алтарь. В их числе и бывший норвежский комсомолец (в 1985–1989 годах руководил молодежным крылом Норвежской рабочей партии) генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Этим летом Столтенберг еще раз заявил, что альянс в настоящий момент «не видит угрозы ни для одного из государств – членов НАТО со стороны России». Но именно при Йенсе Столтенберге состоялся «исторический» Варшавский саммит, на котором страны НАТО договорились о самом масштабном со времен холодной войны усилении альянса в Восточной Европе. Уже в 2017 году НАТО планирует разместить в Прибалтике и Польше четыре многонациональных батальона – по 1000 человек в каждом. Кроме того, на территории восточноевропейских стран, входящих в Североатлантический альянс, должны появиться новые системы противоракетной обороны, базы и ударные комплексы.
При этом, выступая недавно с лекцией в Оксфордском университете, Йенс Столтенберг заявил, что России надо «расслабиться» и «спокойнее относиться к процессу расширения НАТО», потому что ее соседи «могут сами выбирать свой путь». Тем более, как утверждает генсек альянса, никто и не обещал Михаилу Горбачеву, что НАТО не сдвинется с границ 1990 года. И вот тут, выясняется, Столтенберг говорит неправду. Журналисты Los Angeles Times провели собственное расследование: изучили сотни стенограмм, протоколов заседаний НАТО и руководства США, служебных записок ЦРУ и Пентагона и выяснили, что обещания о нерасширении Североатлантического альянса на восток все-таки были. А значит, был и обман. И как после этого можно расслабиться и ни на что не реагировать?..
Естественно, реакция последовала. В октябре Минобороны России подтвердило размещение в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер», которые могут нести ядерные боеголовки. А представитель Совета Федерации Франц Клинцевич прямо заявил: «Мы нацелим свое оружие, в том числе и атомное, на любые угрожающие нам объекты альянса». И хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков буквально на следующий день уточнил, что в компетенцию сенатора не входит составление полетных программ, можно не сомневаться, что появление в самом западном российском регионе «Искандеров» существенно повлияло на умонастроение европейских политиков, трезвеющих буквально на глазах.
И только германский канцлер Ангела Меркель, которая была самым главным европейским соратником Барака Обамы, похоже, так ничего и не поняла. Выступая 23 ноября перед парламентариями, она еще раз заявила о намерении практически удвоить военный бюджет Германии: «Наш военный бюджет показывает, что мы еще не достигли того уровня, на котором нам следует быть в свете того, чего от нас ожидают наши партнеры по НАТО». Но тут надо уточнить: не столько партнеры по НАТО, сколько ожидала администрация Барака Обамы. Кстати, в ходе президентской гонки Дональд Трамп не только назвал НАТО морально устаревшей структурой и очень «дорогой» (в материальном плане), но и обвинил партнеров по альянсу в «скупости». По сути дела, назвал захребетниками, поскольку подавляющее большинство европейских стран десятилетиями даже близко не тратили на оборону установленные 2% от ВВП.
И вот теперь Меркель собирается открыть кубышку… Почему вдруг? Есть вариант, что таким способом она намеревается подыграть Трампу, чтобы показать, что Германию и на нее персонально всегда можно положиться. Также можно предположить, что госпожа Меркель, которая уже объявила о своем решении в четвертый раз баллотироваться в канцлеры, строит планы превратить Германию не только в экономическую, но и в военную супердержаву (пока что без ядерного оружия, а там будет видно). А если Америка под давлением Дональда Трампа отойдет от европейских дел, возможно, и возглавить НАТО или что там вместо него появится – объединенные вооруженные силы Европы или что-то другое, Жан-Клод Юнкер придумает…
Но при этом нельзя сбрасывать со счетов и личные мотивы канцлера Меркель, которая заявила о своих больших амбициях, когда была еще «девочкой канцлера Коля». Дело в том, что Барак Обама уже отходит от руля управления мировыми процессами – можно сказать, практически отошел, а Дональд Трамп явно не стремится к такой роли, поэтому некоторые наблюдатели полагают, что именно Меркель может побороться за должность лидера «свободного мира». По крайней мере постарается не упустить такой шанс. В общем, все как в слегка осовремененной известной русской сказке: «Не хочу быть только германским канцлером, хочу быть владычицей…»
Хотелось бы только напомнить, что один стопроцентный ариец уже пытался возглавить «свободный мир» и даже организовал крестовый поход на восток под названием Drang nach Osten. А предварительно подмял под себя всю Европу. Но кончил он очень плохо. Врагу не пожелаешь.