Прошедшие в ходе визита дискуссии и встречи (а они проходили с участием первых лиц Академии общественных наук КНР, Народного банка Китая, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, представителей провинциальных властей и т.д.) показали, что китайская элита и китайское руководство очень серьёзно относятся к укреплению отношений с Россией, но одновременно испытывают определённые и весьма глубокие опасения по поводу углубляющихся проблем российской экономики, которая на протяжении целого ряда лет не только буксует, но и во многом сдаёт назад. В КНР и на государственном, и на общественном уровне хорошо понимают, что дальнейшее ухудшение экономической ситуации в РФ может привести к серьёзным негативным последствиям на социальном, внутри- и, соответственно, внешнеполитическом уровнях, которыми стремятся и вполне способны воспользоваться западные, в первую очередь — американские "партнёры". Тем более что вероятность подобного развития событий резко усиливается наличием в российских политических, финансово-экономических и коммуникативных "верхах" сильнейшего прозападного лобби.
Справедливости ради надо сказать, что аналогичное и вполне сопоставимое по своему потенциалу "прозападное" лобби существует и в КНР, хотя, во-первых, оно в гораздо меньшей степени транслирует свою позицию в медиа-пространство и в силовые структуры, а во-вторых, Председатель КНР Си Цзиньпин с момента своего избрания и по нынешнее время не подвергался такому публичному и массовому остракизму со стороны "коллективного Запада", как российский президент Владимир Путин.
Все эти моменты очень наглядно проявились в ходе нашей поездки, которая началась незадолго до президентских выборов в США, а завершилась через несколько дней после 8 ноября. Как правильно констатирует Юрий Тавровский, для наших китайских товарищей победа Дональда Трампа оказалась неожиданностью. Несомненно, теперь официальный Пекин будет стремиться к тому, чтобы максимально нейтрализовать возможности обострения отношений с новым руководством в Белом доме. Но полностью уйти от этой проблемы, мне кажется, не удастся. Если 45-й президент США, как обещал во время предвыборной гонки, действительно введёт запретительно высокие (до 30-45%) пошлины на импорт всех китайских товаров, это будет началом глобальной торговой войны в самых жёстких формах. И КНР придётся искать возможные пути ответа на это наступление. Безусловно, таким ответом может стать массовый выброс на мировой рынок казначейских обязательств ("трежерис") и других ценных бумаг США, накопленный объём которых в распоряжении Китая, по некоторым данным, сегодня превышает 3 трлн. долл. Но понятно, что "поражающие факторы" при использовании такого "ядерного оружия" в сфере финансов накроют весь мир и бумерангом ударят по самому Китаю. К тому же, намерение Трампа отказаться от Транстихоокеанского партнёрства позволяет говорить о том, что Вашингтон прекращает начатую при Обаме реализацию планов экономического и финансового окружения КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А это создаёт пространство для весьма перспективных переговоров между Пекином и Вашингтоном — особенно с учётом возможности аналогичного отказа "команды Трампа" от Трансатлантического партнёрства. Впрочем, "искусства заключать сделки" нью-йоркскому миллиардеру, сенсационно ставшему 45-м президентом США, судя по всему, не занимать…
Уже в начале 2017 года станет ясно, по какому пути пойдут дальнейшие события. И здесь очень важно, чтобы наше проамериканское лобби — как в масс-медиа, так и в политическом руководстве, — не сумело "пробить" некий "разворот от Китая", мотивируя это тем, что углубление американо-китайских противоречий якобы даст нашей стране возможность занять классическую для конфликтологии позицию "мудрой обезьяны, с горы наблюдающей за схваткой двух тигров на равнине", включая ослабление или даже снятие режима антироссийских западных санкций, "умиротворение Украины", прекращение сирийской войны и т. д. Санкции можно снимать и вводить заново, а Китай как наш сосед — это неизменная данность. Нынешняя массовая "трампомания" в российском политическом истеблишменте, особенно — в её державно-патриотическом крыле, и не менее массовая "трампофобия" со стороны отечественного "либерального сообщества" не должны закрывать от нас тот факт, что 45-й президент США вовсе не является каким-то "другом России" и/или "врагом Китая", что его избрание обусловлено целым рядом факторов, среди которых провал связанной с именем Обамы политики "давления на Кремль и Путина" занимает не последнее, но и далеко не первое место. Цели американского истеблишмента по отношению к нашей стране и её лидеру ничуть не изменились — только "злого следователя" теперь сменит "добрый следователь". И вот тут можно возразить статье Юрия Тавровского, в которой, на мой взгляд, несколько преувеличены неудачи и трудности, постигшие "команду Обамы" за восемь лет его пребывания в Белом Доме — кстати, до сих пор не завершённого. США за эти годы удалось не только нарастить свой госдолг до 20 с лишним триллионов долларов, а совокупный долг — до более чем 70 триллионов. Им удалось создать на Ближнем Востоке, во всей мусульманской умме, да и во всём мире новую "секту ассасинов" глобального масштаба, которая будет использоваться в качестве "геополитического джокера" во всём мире. Им удалось провести и закрепить русофобский переворот на Украине, тем самым создав антироссийское государство и сообщество не просто на границах РФ, но и внутри русского мира. Им удалось почти полностью разорвать связи между Россией и Европой: как Западной, так и Восточной, где теперь рассматривают нашу страну в качестве "врага номер один". То есть США при Обаме за исторически ничтожный срок действительно переформатировали и перекодировали почти всё евроазиатское геополитическое пространство вокруг России, что создаёт не только выгоднейшие для Трампа переговорные позиции с Москвой, но и позволит ему, в случае отказа российской стороны от необходимого Вашингтону пакета уступок, очень быстро вернуться к полномасштабной конфронтации, включая расшатывание социально-экономической и внутриполитической стабильности в РФ, а также разжигание приграничных конфликтов по периметру её границ.
И, наверное, последнее, что хочется сказать о дискуссии по поводу предстоящих изменений в "глобальном треугольнике" США—КНР—РФ. Вовлечённые в него страны (вернее — державы) находятся в реке времени, и каждой из них приходится решать свой круг проблем внутреннего и внешнего характера. Поэтому самым предпочтительным и для них, и для всего мира, вероятно, является вариант "новой Ялты", согласующий интересы и сферы влияния всех трёх сторон, без масштабного конфликта между ними, в какой-либо конфигурации, как видимо "выгодной", так и "невыгодной" для нашей страны. Но это вряд ли возможно при нынешней конфигурации интересов как крупнейших держав, так и малых, и средних государств, которые также оказывают своё влияние на общую динамику. Текущий момент во всём его многообразии предполагает "игру с нулевой суммой", когда выигрыш одной стороны означает проигрыш другой, когда либо происходит "глобализация по-американски", либо преобладающей становится система полицентризма, в которой заинтересованы Китай и Россия.
В этих рамках выигрывает тот, у кого более эффективная экономика и наука. Поэтому КНР, при всех её нынешних сложнейших проблемах, находится в наилучшей позиции, поскольку имеет постоянно действующий и обоснованный идеологически механизм мобилизационной модели общества, которым является Коммунистическая партия Китая. По большому счёту, лишь чуть хуже положение у США, которые на путях "мягкой силы" обеспечили себе глобальное информационно-идеологическое доминирование, но теряют лидерство в реальном производстве и технологиях, а также в финансах. Как ни прискорбно, но самым слабым углом "глобального треугольника XXI века" сегодня оказывается Россия, где идеологическая, технологическая и финансово-экономическая независимость является пока даже не столько целью "властной вертикали", сколько мечтой, для реализации которой нет ни достаточного качества государственного управления, ни стремления отечественной элиты наладить темпы экономического роста и научно-технологического развития. Когда на Совете по фундаментальной науке в Кремле выдвигается и фиксируется в качестве официальной платформы концепция "рыночности" фундаментальных научных исследований, а на деле происходит окончательное уничтожение РАН, трудно надеяться, что наше общество и государство смогут справиться с надвигающимися на нас гигантскими проблемами. Тем более что руководство РФ, похоже, всё ещё живёт в категориях развлечений и КВН-шуток.
При этом способность и готовность китайского руководителя Си Цзиньпина выступить в роли "нового Рузвельта", как руководителя государства, находящегося "на взлёте", по большому счёту, не вызывает сомнений. Действующий российский президент также готов к роли "нового Сталина": хотя и без "коллективизации олигархов", "чисток 1937 года", "большой войны" etc. А вот сможет ли Дональд Трамп примерить на себя френч "нового Черчилля", обеспечив недавнему "глобальному лидеру" достойное место в вероятном триумвирате великих держав, или же он пойдёт по пути конфронтации, — этот вопрос пока остаётся без ответа.