По ее мнению, «сейчас президент понял, что на Западе ждут выполнения этих условий, а в украинском обществе они не приемлемы». Политик считает, что в этих договоренностях, если они существуют, речь идет о выборах на Донбассе и особом статусе региона любой ценой.
Кроме того, по словам Тимошенко, подписанные президентом документы предусматривают изменение Конституции Украины, проведение выборов на территориях народных республик Донбасса и «заморозку» конфликта. Как утверждает депутат, тем самым якобы легализируется «пребывание российских войск» в Донбассе.
В ходе того же интервью Тимошенко заявила, что поддерживает ликвидацию поста президента на Украине, вместе с тем отметив, что у нее самой имеются президентские амбиции.
Ранее лидер «Батькивщины» говорила о том, что политической карьере Порошенко пришел конец. «Все соцопросы показывают, что рейтинг президента сейчас составляет 3%. Порошенко понимает, что это конец его политической карьеры», — заявила она в эфире телеканала NewsOne.
Напомним также, что в конце ноября экс-посол США на Украине Стивен Пайфер сообщил, что согласно результатам опроса, проведенного институтом Горшенина, 51% украинцев считают, что минские соглашения вредны для Украины, но предупредил, что в случае отказа от соглашений Украина потеряет поддержку ЕС.
— Почти наверняка договоренности «не для публики» существовали, — уверен директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Иначе откуда упорные разговоры о линии разграничения «с Дебальцево» или «без Дебальцево»? Насколько я понимаю, все эти договоренности касаются исключительно границы между Украиной и мятежными республиками
«СП»: — Почему Порошенко боится обнародовать их? Чем ему это грозит?
— Потому что в таком случае украинский президент (и без того не очень популярный среди своих же — и это еще мягко сказано) будет поставлен под еще больший удар. Кроме того, участники «нормандского формата» давно и безуспешно требуют от Порошенко закрепления «особого статуса Донбасса». Считается, что обнародование всех договоренностей осложнит этот процесс.
«СП»: — По словам Тимошенко, президент понял, что Запад ждет выполнения договоренностей. Что он теперь будет делать?
— То же самое, что и обычно — тянуть время, выторговывать новые фонды от Запада, обвинять Россию в «невыполнении минских договоренностей» и, само собой, отрицать публично любые секретные договоренности.
— Сейчас не времена Молотова и Риббентропа, представлявших автократические государства, — подчеркивает киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Утаивание от общественности каких-либо международных документов способно очень больно ударить по их подписантам в случае обнародования. Что не раз уже демонстрировали Ассанж, Сноуден, целый сонм хакеров. И если для Порошенко такой гипотетический документ может быть жизненно необходим, то зачем такая «радость» Путину, Олланду, Меркель в свете предстоящих им выборов?
«СП»: — По словам Тимошенко, подписанные президентом документы, предусматривают изменение Конституции Украины, проведение выборов на территориях народных республик Донбасса и «заморозку» конфликта. Но ведь это все итак содержится в «Минске»…Что тут секретного?
— В том-то и дело, что Тимошенко по факту права, имея в виду протоколы Минска-II, которые были настолько невыгодны Украине, что вокруг них был просто создан заговор молчания в местном медиа-пространстве. Всецело зависящие от власти хозяева СМИ велели своим «не рабам» (ещё три года назад гордо именовавшим себя «неупередженими журналістами» и массово пившим кровь «злочинной влады» в рамках «рухов», «Без цензуры», «Честно» и прочих грантоедских структур) не совать нос в этот вопрос. А депутатский корпус в итоге «революции гидности» оказался настолько интеллектуально ничтожным, что принял на веру некое «украинское прочтение» на самом деле более чем конкретных и недвусмысленных пунктов протокола к Минскому соглашению.
Теперь же, когда европейские партнёры вынуждены давить на Порошенко, тому приходиться, продавливая через парламент то же изменение Конституции и пр., открывать политикуму отдельные пункты «секретных протоколов», которые вообще-то, находятся в открытом доступе, по крайней мере, в русскоязычном интернете. Но у мозгов, защищаемых от внешнего информационного поля кастрюлями, какие-то свои пути к познанию. Вот и приходится время от времени делать шокирующие «открытия».
«СП»: — По мнению Тимошенко, президент боится публиковать документы, которые сам же подписал. На что в таком случае он рассчитывает? Дальше потянуть время?
— В принципе, да. Чем дольше он просидит в президентском кресле, тем больше «нацарюе». Давняя украинская истина. Тут ничего нового.
«СП»: — Недавно беглый депутат Онищенко утверждал, что Порошенко с легкостью скупал голоса в Раде и, если бы захотел, давно купил бы нужное количество голосов для имплементации «Минска». Так ли это? Если да, то в чем тогда проблема?
— Не думаю, что в данном случае всё так просто. Украинскому депутату продать свой голос — что два пальца задействовать в голосовании (за себя и товарища по фракции). Но тут играет роль и инстинкт самосохранения. Тебя как «зрадника» могут в лучшем случае не избрать в новый парламент (перманентно находящийся под угрозой роспуска независимо от созыва), а в худшем — просто пристрелить (учитывая напичканность оружием «патриотического» сегмента общества, чем, кстати, могут воспользоваться и бизнес-конкуренты, свалив устранение соперника на нацистов или заказав им таковое).
«СП»: — По словам Тимошенко, подписанное Порошенко означает «заморозку» конфликта и легализацию российских войск в Донбассе. Можно ли это трактовать именно так?
— Ну, это уже ораторские таланты «всенародной Юли», всегда имевшие поклонников на Украине. Впрочем, если протоколы утаиваются от электората, ему сам украинский бог велел втюхивать «достоверную информацию». О чеченско-бурятских ракетно-танковых дивизиях в Донбассе, к примеру, ожидающих международного признания по итогам минских договорённостей.
— Вполне возможно, что на каком-то этапе западные страны добились от Порошенко подписания каких-то обязательств по выполнению Минских соглашений, — считает политический обозреватель Виктор Шапинов.
— Может быть — это некая «дорожная карта», где расписаны конкретные шаги украинской власти, которые она обязуется выполнить в рамках мирного урегулирования.
«СП»: — Что может в них такого секретного содержаться? И о чем может говориться в «еще одних договоренностях», подписанных в «нормандском формате»?
— Если опираться на слова Тимошенко, то это «выборы при любых обстоятельствах», «изменения в Конституцию об особом статусе Донбасса». То есть это — как раз то, что записано в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», согласованном руководителями Франции, Германии, Украины и России в феврале 2015 года. Ничего секретного в этих соглашениях и обязательствах, таким образом, нет. Просто в украинском политическом сообществе почему-то не приятно читать документы, подписанные высшим украинским руководством дословно.
«СП»: — Тимошенко считает, что «сейчас президент понял, что на Западе ждут выполнения этих условий, а в украинском обществе они не приемлемы». Что, по-вашему, будет делать Порошенко?
— Такая ситуация продолжается уже довольно долго — с момента подписания Минских соглашений и «комплекса мер». По-видимому, Порошенко рассчитывает еще долго тянуть время, так как серьезных санкций за невыполнение договоренностей со стороны западных стран нет.
«СП»: — Чем может грозить Порошенко обнародование этих документов? Тимошенко таким образом хочет скомпрометировать президента? Если представить себе, что завтра случатся перевыборы, и она займет его место, будет ли она выполнять то, что должен был выполнить Порошенко?
— По сути, в этих гипотетически существующих документах не может чего-то принципиально иного, чем в минских документах. Все дело в восприятии самого мирного процесса той частью общества, которая накручена пропагандой и негативно относится к любому компромиссу в условиях гражданского конфликта. Проблема Порошенко в том, что он как раз и опирается на эту часть общества. Тимошенко грамотно наносит удары, размывая поддержку Порошенко. Сама она, без сомнения, более решительный и рисковый политик, и может попытаться сдвинуть мирное урегулирование в мертвой точки, если будет понимать, что это принесет ей политические очки. Пока же риторика Тимошенко, если так можно выразиться, «умеренно ястребиная». Она критикует Порошенко за слабость и склонность к компромиссу — это не риторика «партии мира».