И дело не только в правиле о конях и переправе. Связи наших стран в атомной отрасли достаточно крепки. Каир рассчитывает на помощь специалистов из РФ по модернизации первого реактора, запущенного более 50-ти лет назад, в сотрудничестве по отраслевым исследованиям и поставкам из нашей страны низкообогащённого урана. Перспективы совместных работ намечены в проекте российско-египетской межправкомиссии. Многообещающее направление совокупных действий РФ и АРЕ — обучающие программы в сфере практических применений исследовательских реакторов, а, кроме того, производства радиоизотопной продукции, радиационной безопасности, обращения с радиоактивными отходами.
Положительная тенденция проявилась и по делу АЭС в евросоюзной Венгрии. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Станция «Пакш» была запущена СССР в 1983-м. Затем «Атомстрой» модернизировал все 4 блока, но мощности венграм не хватало. Однако ЕС настаивал, что возводить новые энергоблоки должны «правильные» специалисты. Будапешт считал соглашение с Россией приоритетным, но Брюссель пытался заблокировать его, вёл против него информационную войну. При этом «Росатом» продолжал инженерные работы. Еврокомиссары долго всё регулировали. Потом поняли, что выпускают из рук нити игры, и, в конце концов, сдались. ☆★ Или просто затаились?
Кремль готов к диалогу по атомному вопросу, коллективным изысканиям в отрасли. А вот попытки поговорить с ним с позиции силы, мягко говоря, не приветствует. Обамовский Белый дом пытался, к тому же начав санкционный прессинг. Итог — вынужденный выход РФ из соглашения, регулирующего утилизацию оружейного плутония и совместные исследования. Сойдя с проложенной колеи к ядерному разоружению, США, видите ли, не ожидал ответных мер: «меня-то за что?». Вашингтон не привык к тому, что кто-то отстаивает (а вовсе не навязывает) свои интересы. Условие, озвученное МИД РФ для возвращения к кооперации в отрасли, лишь одно: официально заявить о готовности к полномасштабному выполнению соглашения.
Основное направление «русской ядерной экспансии» — Азия, Китай. Москва и Пекин заявили о том, что их сотрудничество в области мирного атома перешло на новую ступень — стратегическую. Специалистами двух стран будут сооружены ещё два энергоблока по росатомовскому дизайну. В Поднебесной не забывают ни многолетнего сотрудничества специалистов отрасли, ни того, что при конструкторской и консультационной помощи русских учёных и экспертов госкорпорации был возведён первый в КНР «быстрый реактор». Европейцы не столь стремительны на решения, но вода, тем более, тяжёлая, камень точит.
Американцы здесь отстают, они всё ещё никак не могут поверить, что кто-то может отказаться выплясывать под их дудку, отстаивать свои интересы. Когда еврокомиссары, казалось, «замылили» в экологической пене российско-венгерский атомный контракт, фирма, считающая себя глобальным лидером, — «Вестингаус Ньюклиар» из США была убеждена, что этот контракт по модернизации/расширению АЭС «Пакш» никуда не денется. Однако самоуверенность сыграла с» правофланговым» злую шутку. Компания, потратившая немало времени и денег на анализ/экспертизу, вдруг выяснила, что в день «Икс» их заявка на проведение работ не была принята к рассмотрению, и… «лежавшая в кармане» многомиллиардная сделка уплыла в Россию.
Это было настоящей пощёчиной американцам. Но, может быть, пора привыкать, если уж пропутинские хакеры вместе с пропагандистами избрали президента их страны и выиграли праймериз во Франции? Теперь вот приходится доказывать свои преимущества на бумаге, строча пресс-релизы. А ведь Будапешту удалось доказать даже еврокомиссии, что лишь комплекс работ и продукция «Росатома» удовлетворяет всем требованиям. Однако, восклицательный знак ставить рано: евробюрократы подвергаются жёсткой критике сторонниками толерантности. Австрийцы даже планируют подать в суд, если станцию будут строить русские. Хотя Вене всё же лучше задуматься о декабрьских выборах, а не об исках.
Вот такая политика расширения конкуренции на европейских энергорынках. Плач брюссельской Ярославны о сильной зависимости от русской энергетики Восточной/Центральной Европы услышан не был. Но он становится громче, истеричней. Однако никаких претензий к русским атомщикам их европейским коллегам предъявить не удалось, и жёсткий президент Орбан смог успокоить непостоянную даму, затеявшую многочисленные расследования о том, чем же именно россияне так приглянулись мадьярам. А законодательная практика, взятая на вооружение многочисленным чиновниками из офисов ЕС, позволяет им посылать на выезд одну группу за другой.
Поводов для расследования предостаточно. Нет отступлений от норм энергопакета? Тогда проверим на соответствие жёстким нормам техники безопасности, экологии, выбросов! И это в норме? Хорошо, имеется ещё один пункт. Не нарушает ли сделка столь свойственную Европе гармоничность в области госзакупок? И здесь всё чисто, тысяча чертей! Тогда — расследование по нечистым государственным контактам Венгрии и России, присутствие в них лоббизма. Если и это не сработает, можно опросить соседей, вдруг им некомфортно жить по близости с объектом, возведённым путинскими наймитами, или, например, собачка в сопредельной квартире слишком громко и нелиберально лает.
Да и вообще, что этот Орбан себе позволяет, строит, наглец, политику своей страны на основании несогласованных критериев? Непорядок! Какая такая «техническая эксклюзивность» проекта и строительных технологий у русского медведя? Пока все эти «озабоченности» чиновников Старого Света юридических подтверждений не находят. Но почивать на лаврах всё же рано, ведь есть козыри о нетерпимости к нетрадиционносексоориентированную пропаганде. Как специалистам страны, нетолерантно запрещающей гей-парады, позволить снабжать европейцев энергией? Это же пробьёт брешь в еврокосенсусе, причём в неожиданном для цивилизованных общечеловеков месте. Нет, не в том, о котором вы подумали, а в мозгах. Возможно, они, наконец-то, встанут на место.