ПРЕМИИ ЗА УБЫТКИ
29 ноября 2016
В России есть уникальная корпорация, в которой огромные премии платят независимо от результатов работы, в том числе за провалы и убытки. Имя ей - Роснано.
В начале ноября состоялась рабочая встреча Владимира Путина с главой Роснано Анатолием Чубайсом. Обсуждались итоги работы корпорации за девять лет ее существования.
Чубайс отрапортовал, что за эти годы при участии Роснано было построено 73 завода, создано 30 тыс. рабочих мест. По словам Чубайса, корпорация работала только в реальном секторе экономики, занимаясь производством и строительством новых предприятий.
В общем, после того что наговорил Анатолий Борисович в Кремле, ему впору было не то благодарность объявлять, не то орден вешать.
На самом деле, когда Чубайс толкует про строительство и производство, он, скажем так, лукавит, ведь Роснано ничего не строит и не производит, она лишь инвестирует в те или иные проекты, причем в основном под госгарантии. И как-то так все время получается, что проекты эти оказываются неэффективными либо же вообще приказывают долго жить.
Где же Роснано понесла убытки? Например, в производстве поликремния для солнечной энергетики. Завод в Иркутской области оказался в кризисе. Китайцы завалили рынок своим материалом - цена на продукцию российского предприятия резко упала.
А все почему? Спецы Роснано не просчитали риски. Еще одним провалом стал завод по производству литийионных аккумуляторов в Новосибирске. Продукция его оказалась невостребованной. Завод обанкротился.
Аудиторы Счетной палаты (СП) выяснили, что в прошлом году госкомпания профинансировала проекты на 60,5 млрд рублей.
Из этой суммы около 26 млрд пришлось на госгарантии. При этом справедливая стоимость проектов, по выкладкам СП, составляет чуть больше 20% от объема финансирования. Даже успешное их развитие отобьет инвестиции лишь на 50%. Наломав дров, корпорация резко сократила инвестиционную деятельность.
В уходящем году вообще отказалась от инвестиций. Ну и откуда, интересно, тысячи рабочих мест и десятки заводов, якобы созданных Чубайсом? Его кипуче-убыточная деятельность оплачивается государством.
Сам он сомневается, что корпорация сможет за семь лет погасить 146 млрд рублей долга по займам, обеспеченным госгарантиями. Откуда она возьмет деньги, если убыток по итогам девяти месяцев этого года уже превысил 12,3 млрд рублей. При этом до 2020 г. невозмутимый Чубайс планирует получить господдержку еще на 70 млрд рублей.
Чубайс не был бы Чубайсом, если бы под свои провалы не подвел базу. В Роснано расписали стратегию, согласно которой ее деятельность до 2017 г. останется планово-убыточной. Какой, мол, с нас спрос? Однако убытки и провалы ничуть не отразились на аппетитах Чубайса и его команды.
За свою первую пятилетку (2007-2012 гг.) расходы на оплату труда в Роснано в расчете на 1 человека выросли с 65 тыс. до 593 тыс. рублей. В прошлом году корпорация завершила 16 инвестпроектов, из 8 из них вышла с убытками в сумме 13,1 млрд рублей. Однако это не помешало заплатить менеджерам комиссию за успех убыточных проектов в размере 25,5 млн рублей. Скандал в прессе вызвал корпоратив, проведенный в канун 2016 г. Роснано грохнула на него 3,3 млн рублей.
Открывая вечер, Чубайс хвастался, что у госкомпании «очень много денег». Под градом критики он был вынужден впоследствии компенсировать затраты. Ну, конечно, при егото барышах это сущий пустяк.
Удивительно, но факт! Компания, приносящая одни убытки, жирует так, как будто ходит в передовиках, а все отчеты СП о ее «художествах» кладутся под сукн