Лавры «Газпрома» спать не дают: как Польша развязывает газовую войну с Россией
Польское правительство несогласно с решением Европейской комиссии, которым из Третьего энергопакета исключено 50% мощностей газопровода OPAL, а также была дана возможность российскому «Газпрому» увеличить поставки газа в страны Европейского союза. Об этом сообщила пресс-секретарь министерства иностранных дел Польши Иоанна Вайда. Корреспондент Федерального агентства новостей выслушал мнение эксперта о разногласиях вокруг газовых поставок.
По словам Вайды, Варшава просит Еврокомиссию приостановить выполнение этого решения. По мнению польского руководства, исполнение соответствующего решения может поспособствовать тому, что поставки газа буду сосредоточены на одном направлении, что не соответствует, по мнению Польши, положению о диверсификации источников энергии. Кроме того, отметила она, это решение несет риски, связанные с поставками газа в Европейский союз, а также может отрицательно сказаться на конкуренции.
«Польша, как и многие другие транзитные государства ЕС, имеющие доходы от обратного реверса российского газа на Украину и в другие страны, не заинтересована в усилении позиций «Газпрома» в Европе. Запуск своих новых, модернизированных газопроводов, ведущих в Европу, и участие в проектах других стран позволяет «Газпрому» наращивать конкурентные преимущества. Поэтому Польша, как один из самых агрессивных и активных антироссийских игроков в ЕС, встает на пути этих планов «Газпрома». Польша мешает «Газпрому» развивать свой бизнес в Европе в целом. Защита Польшей украинских интересов куда менее значима в данном случае, чем это обстоятельство. «Газпром» должен быть в данном случае готов отстаивать свою позицию в суде. Возможно, стоит приложить усилия своих лоббистов в Польше для того, чтобы урегулировать данную проблему во внесудебном порядке», — пояснил ФАН политолог Максим Жаров.
Каким образом можно урегулировать ситуацию без суда? По мнению эксперта, здесь могут быть разные варианты. От различного рода интересных предложений о совместных проектах до поддержки представителей оппозиции, которые выступают застрельщиками подобных антироссийских инициатив.
«В Польше сейчас очередной парламентский кризис, поэтому, думаю, найдется немало польских политиков, заинтересованных в развороте антироссийского тренда в польской политике ради достижения собственных целей и популярности. Запуск второй ветки «Северного потока» и успешная работа с европейскими потребителями газа по формированию заказов на поставку газа по второй ветке «Турецкого потока» будет означать, что «украинская проблема» в отношениях «Газпрома» и ЕС решена. Первая ветка «Северного потока» построена и действует. Судьба второго отрезка этого газопровода, как и судьба «Турецкого потока», зависит от того, какой будет в ближайшие годы ситуация внутри ЕС. Чем более монолитным будет единство членов ЕС, тем больше проблем будет у «Газпрома» на европейском рынке. Однако такая перспектива в свете центробежных тенденций, наблюдаемых сейчас в ЕС, совсем не так однозначна, как кажется на первый взгляд», — резюмировал Максим Жаров.
Илья Муромский