Вернисаж одной картины. "Аленушка", приносящая счастье.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926 ). «Аленушка» (1881)
После того как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович Васнецов писал свою «Аленушку», очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву деревенские девушки обязательно останавливались у картины. Они верили, что «Аленушка» поделится с ними своим счастьем.
А русский поэт Дмитрий Кедрин написал о ней:
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Сам Виктор Васнецов, родившись в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника, не понаслышке знал о жизни крестьян.
Позже он признался: « Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».
Как и старшего сына Николая, отец отправил Виктора в Вятское училище. Но там благодаря вниманию и терпению преподавателя Чернышева открылся художественный Дар Виктора Васнецова. В коне концов, отказавшись от сана священника, Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, где после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников, он поступил в Академию художеств.Сблизившись с передвижниками, а потом с таким известным меценатом как Савва Мамонтов, приезжая вместе с братом Аполлинарием в Абрамцево, Виктор Васнецов начал увлеченно изучать русское народное искусство. Именно в сказочных, былинных сюжетах удалось ему наиболее точно передать русский характер и русскую душу.
Виктор Васнецов не создает иллюстрацию к русской сказке, а живой, трепетный, печальный и одновременно очень светлый образ. Аленушка будто сливается с природой. Можно заметить, что изгиб веток с сидящими на них ласточками, созвучен очертаниям головы Аленушки.
Кстати, если распущенные волосы воспринимали в народе как символ тяжелых дум, ласточки – это предвестники счастья. Бездонный, будто затягивающий в темную глубину омут – несчастье.
А березка на его берегу – исцеление. Таким образом, понятно, почему картина оставляет не тягостное, а светлое чувство.