Как отмечают СМИ, в целом законом продлевается действие программы по подготовке и снабжению сирийской вооруженной оппозиции до 31 декабря 2018 года. США также продолжат оказывать поддержку Ираку в борьбе с терроризмом. Общая сумма, выделяемая на борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» должна составить $1,16 млрд.
Напомним, в начале декабря Обама снял формальные ограничения на поставку оружия, боеприпасов и военной техники союзникам США по борьбе с терроризмом в Сирии. Спустя некоторое время, поддерживаемый военным ведомством США курдско-арабский альянс «Демократические силы Сирии», воюющий против «Исламского государства», заявил о получении крупной партии оружия. Однако формальным союзником США в Сирии в борьбе против ИГ являются и отряды Сирийской свободной армии (ССА), которые также воюют против Дамаска. Широко известен эпизод сброса в начале 2016-го американской авиацией оружия и боеприпасов группам ССА, когда они вели бои с ИГ в районе города Мареа на севере страны.
Однако активные поставки сирийской вооруженной оппозиции осуществляются не только по линии Пентагона и Разведуправления МО, но и по линии Центрального разведывательного управления, которое закупает оружие на деньги монархий Персидского залива. Американские аналитики не скрывают, что «полугражданское» ЦРУ практически не работает с курдами и поддерживает стрелковым вооружением, РПГ и ПТРК совсем иные группы оппозиции, в том числе благодаря развитой агентурной сети.
Неспроста в сентябре — сразу после срыва соглашения РФ и США по Сирии — американские эксперты призвали к комплексной работе своих силовых ведомств и осуществлению сценариев по «принуждению Асада к снижению сопутствующего ущерба в контролируемых оппозицией районах», поскольку ВВС САР работают крайне неточно.
В частности, предлагалось дать отмашку на поставки нескольких десятков современных ПЗРК проверенным «умеренным», например, объединению «Новая армия Идлиба», костяк которой составляет проамериканская 13-я дивизия ССА и т. д. А также — нанести высокоточные удары по инфраструктуре сирийской армии вне прибрежной Латакии — по взлетно-посадочным полосам и площадкам ее аэродромов.
В обоих случаях подчеркивалось, что действия США должны склонить Дамаск к переговорам с оппозицией, но ни в коем случае не затронуть российских военнослужащих, работающих вне баз в Тартусе и Латакии. Однако Белый дом не решился на конкретные действия, в том числе и потому, что российская сторона продемонстрировала свою готовность по защите армии Асада. Например, перебросила в Сирию подвижные ЗРК С-300В4 «Антей-2500».
Каков мотив нынешних действий уходящей администрации Барака Обамы?
Аналитик, блогер, специализирующийся на освещении конфликтов на Ближнем Востоке, Кирилл Семенов (Абд Аль-Малик Московский) считает, что прописанный в документе порядок поставок ПЗРК сирийской оппозиции вряд ли получит какое-либо реальное наполнение.
— Пока это похоже на попытку оказать давление на Москву и Тегеран, чтобы они начали переводить конфликт в политическое русло. Иначе, по логике, американцы имеют «окно возможностей» для передачи оппозиции ПЗРК, от которых может пострадать не только авиация Асада. Да, самолеты ВКС РФ летают на высоте более 5 000 метров, тем не менее, отдельные инциденты возможны.
Но в реальности шансы поставок ПЗРК, на мой взгляд, небольшие. Американцы в более «спокойные времена» отказывались открыто поставлять даже противотанковые ракетные комплексы. Те же ПТРК «ТОУ» перебрасывались исключительно по программам ЦРУ через третьи страны: Катар и Саудовская Аравия выделяли деньги, и они же передавали комплексы оппозиции. А ПЗРК — это совсем другой вид вооружения, в отношении которого действует общемировое соглашение 2003 года и резолюция 2008-го. Согласно им, комплексы не должны поставляться неправительственным группировкам, так как это представляет угрозу для их дальнейшего распространения и возможных ударов по гражданской авиации.
Подписанный Обамой документ всего лишь дает теоретическую возможность для поставок ПЗРК Пентагоном, при этом с рядом серьезных ограничений. Дело в том, что число групп, которые могут соответствовать требованиям документа, крайне ограничено. Сами американцы признают, что это может быть только альянс «Демократические силы Сирии», воюющий против «Исламского государства» к востоку от Евфрата.
«СП»: — Исключая беспилотники ИГ, альянсу с воздуха могут угрожать в первую очередь турецкие ВВС, поэтому поставки ему ПЗРК будут расценены как антитурецкий шаг.
— Именно. Скажем, после снятия запрета на поставки оружия сирийской оппозиции, единственными отрядами, которые получили вооружение, были «Демократические силы Сирии». Правда, выяснилось, что ПТРК находятся не в собственности групп альянса, а жестко контролируются американскими советниками, от которых необходимо разрешение на их применение.
Если взять группировки Сирийской свободной армии, которые действуют вместе с турецкими регулярными войсками на севере провинции Алеппо, то в настоящее время их безопасность от бомбардировок ВВС Сирии (такие инциденты были неоднократно — «СП») обеспечивают турецкие средства ПВО. Но эти отряды ССА в буферной зоне теоретически не подходят для передачи ПЗРК, потому что и там периодически происходят столкновения между различными фракциями. Скажем, группа «Ахрар Шаркия» (где есть представители, вышедшие из состава «Нусры») уже дралась с американским спецназом, не пуская его в Ар-Раи.
Таким образом, в случае столкновения радикальных с «умеренными», например, в Идлибе, ПЗРК могут попасть не в те руки. Как это не раз бывало с ПТРК, когда «Нусра» воевала с 13-й и 101-й дивизиями ССА. Соответственно, нет какой-либо «умеренной» фракции, которая была бы гарантировано защищена от той же «Нусры».
«СП»: — В Идлибе и других провинциях наметилась тенденция объединения отрядов ССА в новые формирования. Недавно СМИ сообщили о том, что якобы британские военные советники прибыли в Сирию, чтобы восстановить боеспособность отрядов «умеренной» оппозиции для противовеса Дамаску, который в последнее время постоянно говорит о военном решении конфликта.
— Честно говоря, я не особо доверяю этой информации, тем более, когда подобных фейков хватает. Мы помним новость о якобы «сидящих в одном подвале» натовских инструкторах, которые были уничтожены крылатой ракетой с корабля в Средиземном море в то время, как носителей «Калибров» тогда у берегов Сирии вообще не было.
В более «теплые» времена взаимодействия американцев с Сирийской свободной армией какого-либо серьезного присутствия натовских инструкторов не наблюдалось. Скажем, вместе с Новой сирийской армией вместе действовал американский и британский спецназ, но на границе с Иорданией и только против ИГ. Какое-то незначительное присутствие в том же Идлибе натовцев может быть, но это явно не спецы в рядах групп. Американцам вполне достаточно координационных центров в иорданском Аммане и турецком Газиантепе — МОС (Militaryoperationcenter) и MOM (Müşterek Operasyon Merkezi) соответственно, чтобы работать через региональных игроков и не подставляться под авиаудары.
Эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов также считает, что цель нынешнего закона для Пентагона — информационное давление на Россию и Иран. Причем и до этого не было каких-либо преград для поставок ПЗРК по линии ЦРУ.
— Во времена советского присутствия в Афганистане поставки «Стингеров» шли именно по линии ЦРУ. И сейчас ведомству никто не запрещает поставлять по своим каналам ПЗРК и другое оружие для сдерживания Дамаска. Что касается России, которая сейчас усиливает свои позиции в регионе, то, следуя американской логике, ее влияние необходимо ослаблять. И это не потому, что американцы ненавидят РФ, просто такова их политика и стратегические интересы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кроме ПТРК оппозиция получит ПЗРК, тем более что упоминания о передаче ограниченных партий уже были, причем не советских комплексов.
«СП»: — В ноябре 2015 года в САР побывал Герой Советского Союза, бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по боевой подготовке Военно-Воздушных сил генерал-полковник в отставке Николай Антошкин. После поездки он заявил следующее: российские пилоты уже сегодня работают в условиях яростного огневого противодействия противника, зафиксированы пуски по нашим боевым машинам ракет комплексов «Ред Ай», «Стингер», «Стрела», «Игла».
— За 2016 год было поражено сравнительно много вертолетов и самолетов ВВС Сирии и отнюдь не только из крупнокалиберных пулеметов. Опасность передачи ПЗРК состоит в том, что при дальнейшем раздрае среди оппозиции на фоне активной работы авиации, не исключено, что некоторые отряды «Нусры» уйдут воевать под крыло ИГ, несмотря на серьезные идеологические противоречия. А уж «Нусра» получала оружие от «умеренных» не только силовым путем. Скажем, неоднократно подтверждалась информация, что некоторые отряды «Ахрар аш-Шам», сотрудничающие с «Нусрой», просто передавали последней те же ПТРК.
«СП»: — В любом случае подписанный Обамой документ осложняет жизнь следующей администрации Белого дома.
— И не только в политическом поле. Я вообще не исключаю, что через какое-то время этот документ сможет «выстрелить». Скажем, прошло три-четыре месяца после вступления Дональда Трампа в должность, и тут вдруг, не дай бог, конечно, мы начнем терять самолеты и вертолеты из-за работы американских средств ПВО. Демократы сразу же скажут — мы ни при чем, Барак Обама поставки не одобрял, всего лишь наметив их правила, а вот нынешняя администрация и республиканцы воспользовались и «отгрузили» комплексы. Это, конечно, всего лишь мысли, но в таком случае демократы могут попытаться довести дело до импичмента.