Ну неужели нельзя было потерпеть два месяца? Неужели кто-то посчитал, что Либерман, который сам живет в поселении, или глава правительства Биньямин Нетаниягу в меньшей степени, чем Беннет, заинтересованы в легализации поселений?
Зачем нужна была эта спешка? Зачем нужна была эта истерика? Беннет выкрутил руки всем партнерам по коалиции, хотя он прекрасно знал, что Амону все равно не спасти.
Разумеется, правая коалиция не могла проголосовать против такого закона, и Беннет это прекрасно понимал.
Ему нужно было спасать свои падающие рейтинги в поселенческой среде, у меня нет других объяснений такому поведению. В результате это нанесло колоссальный ущерб, который каждый из нас, не ровен час, почувствует в своем кармане. Ведь существует очень высокая вероятность того, что резолюция ООН приведет к обширным международным экономическим санкциям против Израиля.
Сторонники Беннета сегодня пытаются всех убедить, что не было никакой связи между резолюцией ООН и принятием закона о поселениях в предварительном чтении, ведь проект резолюции был подан до голосования в Кнессет.
Мягко говоря, эти утверждения не соответствуют действительности. Закон о поселениях был триггером, катализатором резолюции. Он создал атмосферу, породившую такое антиизраильское единодушие. Если бы не популистская истерика Еврейского дома, то голосование, скорее всего, состоялось бы уже при Трампе и закончилось американским вето ко всеобщему удовлетворению.
Неужели Беннет не понимал опасности? Вряд ли. В засекреченной части юридического заключения, которое было подготовлено юридическим советником правительства Авихаем Мандельблитом, прямым текстом указана вероятная реакция ООН.
Этот документ был слит в СМИ в конце прошлой недели. Мы только знали, что Мандельблит, как и все юристы, обслуживающие нашу политическую сферу, были категорически против закона о поселениях. И не только потому, что он все равно не пройдет БАГАЦ.
Два месяца назад было написано черным по белому: поселениями начнет заниматься международный трибунал в Гааге, а израильские политики и военные станут объектами бесконечных исков и расследований в разных странах мира, главным образом в Европе.
Согласно международным конвенциям, конфискация частных земель на оккупированной территории для строительства поселений считается военным преступлением. Не Обама это придумал, даже Трамп не может это изменить. После того, как БАГАЦ признал участок земли, на которой стоят дома в Амоне, частным владением палестинцев, участь Амоны была предрешена. Все остальное – пи-ар и популизм.
Кстати, раз уж мы заговорили о Гааге, там сейчас идут параллельно две проверки в отношении Израиля, чем, кстати, весьма встревожен глава правительства. Первая проверка, наименее опасная, касается военных преступлений во время операции Нерушимая скала.
Здесь Израиль покажет, что были проведены расследования по всем фактам, и юридические процедуры себя исчерпали. Вторая проверка более опасна, ее выводы могут носить прецедентный характер, даже несмотря на то, что Израиль не подписал Гаагский протокол. Трибунал проверяет, совершались ли военные преступления на «оккупированных палестинских территориях».
Какие выводы мы должны для себя сделать? Теперь, после принятия резолюции СБ ООН, все поселения считаются незаконными, они признаны преградой на пути к миру.
Израиль должен прекратить любую деятельность в поселениях, включая Восточный Иерусалим. Все страны должны провести четкое разграничение между Израилем и поселениями за «зеленой чертой». Будет создан специальный комитет, который займется мониторингом ситуации и составлением отчетов для ООН, что открывает двери для санкций и бойкотов со стороны стран и международных организаций, а также исков и ордеров на арест против израильских политиков и военных.
Многие банки и корпорации начнут закрывать свои отделения «за зеленой чертой», чтобы не подпасть под санкции. Не говоря уже об усилении политического давления на Израиль.
«Граждане Израиля, я хочу успокоить вас, - сказал Нетаниягу по этому поводу во время церемонии зажжения первой свечи Ханукки. - Резолюция, принятая вчера в Совете безопасности ООН – это извращенное, постыдное решение, но мы с ним справимся. Резолюция ООН утверждает, что Еврейский квартал Старого города является оккупированной территорией. Это похоже на болезненный бред.
Также в резолюции говорится, что Стена плача является оккупированной территорией. И это тоже абсурд и бред…
То, что мы видим – это обреченная на провал попытка навязать Израилю условия долгосрочного урегулирования. Вы, наверное, помните, что последним, кто пытался это сделать, был президент Картер – самый враждебный по отношению к Израилю президент США, который совсем недавно заявил, что ХАМАС не является террористической организацией.
Картер постоянно проводил подобные антиизраильские резолюции в ООН, но из этого ничего не вышло.
Мы не придерживались этих резолюций, и ничего ровным счётом не произошло… Друзья, я хочу сказать вам в первый вечер Ханукки, что им это не поможет. Мы ни при каких условиях не будем выполнять эту резолюцию. Мы ее не приемлем.
В той же мере, в которой была неприемлема для нас резолюция, уравнивающая сионизм с расизмом. Понадобилось время, но, в конце концов, та резолюция была отменена. Пройдет время, и эту резолюцию тоже отменят».
Да, скоро придет Трамп и ситуация изменится, говорят нам. Сторонники Беннета, по крайней мере, очень на это надеются. Давайте ждать.
Только почему нельзя было подождать до принятия резолюции? Почему вам не сиделось на месте с законом о поселениях, хотя вы прекрасно знали, что Обама все еще заседает в Овальном кабинете?
Почему нельзя было спокойно дождаться 20 января 2017, как предлагал Либерман? Предотвратить не составило бы труда, а вот исправить – долго и очень сложно.
Резолюцию 3379, приравнивавшую сионизм к расизму, приняли в 1975 году, а отменить ее удалось лишь в конце 1991 года. Через 16 лет.
Какие выводы мы должны сделать из ситуации? Я согласен, что Израиль должен принимать меры против тех стран, которые голосуют против нас на международном уровне. У меня было тяжелое ощущение, когда Нетаниягу сообщил об отмене визита в Израиль премьер-министра Украины Владимира Гройсмана.
Но по сути это был правильный шаг.
Кстати, сам Гройсман очень произраильский политик, он как раз-таки пытался добиться того, чтобы Украина хотя бы воздержалась. Президент Порошенко был не против, но ему позвонил вице-президент США Джо Байден, и после этой беседы представитель Украины получил распоряжение поддержать антиизраильскую резолюцию.
Насколько дальновидна такая политика? Сотрудничество с уходящей администрацией США в вопросе, который вызвал приступ гнева у нового президента США? На фоне того, что Трамп в близких дружеских отношениях с одним из политических врагов Порошенко, а будущий госсекретарь США носит орден от Путина?
Видимо, Израиль не скоро станет помогать Украине налаживать связи с Трампом. А палестинцам нечего предложить взамен…
Мы отозвали послов из Новой Зеландии и Сенегала. Что касается Сенегала, бедной африканской страны, то она лишилась солидной израильской помощи, включая совместную программу по развитию сельского хозяйства на базе израильских технологий. Это тоже правильно.
Я давно писал о том, что каждое антиизраильское голосование должно иметь последствия, устранить которые должно быть нелегко.
С другой стороны, мы «наказали» Сенегал и Украину. А как насчет остальных стран? Как насчет лидеров Великобритании, Франции и Испании, которые без конца поддерживают антиизраильские инициативы, а потом сокрушаются по поводу роста антисемитизма.
И здесь активную роль могут сыграть еврейские общины. Уверен, что Олланд и Тереза Мей не будут в восторге, если местные еврейские общины публично обвинят их в подстрекательстве к антисемитизму. Но это так, к слову.
Сделан финальный аккорд двух каденций Барака Обамы. Все наши самые худшие предположения стали реальностью. Леволиберальная, большевистская политика лауреата Нобелевской премии мира привела к тому, что весь мир умылся кровью.
Трамп обещает скорые перемены, в том числе и для ООН. Будем надеяться, что он немного смягчит последствия резолюции 2334 для Израиля. Резолюции, которой могло не быть вообще. Если бы Беннет услышал Либермана…
Цви Зильбер, редактор и ведущий радио РЭКА
Специально для газеты «Эхо»