Нас с вами больше должна интересовать российская культурная революция как завершающая стадия Великой Русской революции. Поэтому есть смысл обсудить мотивы и стереотипы политической и культурной элиты в самом начале этой стадии «революции сверху». Разумеется, одним из наиболее полных аналогов для сравнения является для нас великая петровская культурная революция XVIII века, порожденная в том числе и Великой Северной войной, кульминация которой также случилась на Украине, под Полтавой.
Попробуем перечислить главные черты исторического времени, приведшие к культурным революциям тогда и сейчас. Во-первых, открытие страны внешнему миру – постепенно, с приливами и отливами, после Смуты, соответственно, начала XVII века и начала 1990-х годов, порожденной в том числе и этой генеральной тенденцией. Консервативные реформы Алексея Михайловича – это такая же стабилизация и централизация процесса вестернизации, как и консервативные реформы в «нулевые» годы XXI века. Рост военного и экономического значения постордынской России так же постепенно переключил режим взаимодействия с соседями от центробежного к центростремительному. Не будем в угоду идеологической картинке приукрашивать степень и масштаб «воссоединения Украины с Россией», хотя значение Переяславской Рады как переломного момента этой тенденции вполне понятно. Точно также и переход от цивилизованного развода в рамках СНГ к формированию Таможенного союза и Евразийского экономического пространства вполне совпадает по содержанию с постепенной интеграцией XVII века.
Наконец, нарастание противоречий между и внутренних проблем ведущих мировых держав того и этого времени способствовало вовлечению России в торговые, а затем и военно-политические отношения. При этом и тогда, и сейчас одной из внешних опор стал Лондон, борющийся за европейское и заморское наследство с угасающей, но все еще сильной атлантической империей. И тогда, и сейчас западные страны, как и южные соседи не были в восторге от усиления России и вовлечения ее в европейские дела и расклады, поэтому общие настроения были, скорее, в пользу принудительной изоляции России в ее медвежьем углу, формировании буферных территорий и своры хищных посредников.
Рисовать допетровских, постордынских бояр исключительно сатирическими красками, в качестве сугубых антизападных консерваторов – точно такая же ошибка, как считать, будто ельцинско-путинские реформы и сближение с Западом были против желания постсоветских элит – партхозактива и чекистов. Другое дело, что боярские шапки и бороды, как и места в первом ряду на богослужениях служили символом первородства, наследственных прав на вершение дел в державе. Если бы у наследственных элит времен Петра Первого не было общего интереса в развитии торговли и выходе к теплым морям, то и не было бы никаких петровских реформ. Впрочем, если бы не было выхода к холодному морю и угрозы этому торговому пути со стороны хищного соседа, то тоже не было бы стимулов к обновлению и централизации для революции сверху.
Перефразируя известную формулу революционной ситуации, «верхи и могут, и хотят», но не имеют возможности делать это как встарь, традиционным дедовским или хотя бы отцовским способом управления. А возможности исчерпались не по внутренним, а по внешним обстоятельствам, из-за возросшей конкуренции во внешнеторговых связях, озорства пиратов и каперов, военных угрозах торговым путям. Плюс к этому прежние торговые пути и связи в глобальном масштабе начинают изменяться, и можно просто не успеть к переделу пирога, уступив свое место более прытким и агрессивным. Это и есть одно из главных условий культурной революции, что великой, что менее масштабной – когда элитам есть, что терять, и есть реальный риск этого. Другое условие – элитам есть, на кого опереться, в смысле предшествующего улучшения положения народа и совпадения в целом интересов элиты и населения.
2014 год войдет в историю как еще одна наглядная иллюстрация к выходу такого рода «революций сверху» в активный режим. Особенно если учесть, что сегодня для элит главными является не военный контроль территорий и торговых путей, хотя и это все еще важно, но контроль и безопасность финансовых потоков. Возможно, нуворишские элиты России и братских республик и вовсе не желали бы никаких перемен и революций, даже сверху и тем более культурных, но глобальный источник финансового благополучия уже приказал долго жить. Примерно так же к концу 17 века не столько истощение, сколько перенасыщение рынков испанским серебром и индийскими пряностями заставило растущий голландский, а затем и английский рынок искать новые рынки сбыта и источники ликвидных ценностей на северо-востоке, в диких и суровых медвежьих углах.
Нет необходимости гадать и строить версии, действует российский ЦБ против или за Путина. Точно так же как нет нужды противопоставлять Кремль российской элите, тем самым равноудаленным финансово-промышленным группам. Не только ЦБ, но все федеральные ведомства на уровне высшего и среднего менеджмента пронизаны тесными связями с крупными банками и корпорациями, не только российскими, но прежде всего, а через них уже с иностранными (напрямую все же уже не модно). И если рубль к концу года падает, то это означает заинтересованность в этом большей части элиты. Скорее всего, достижение в элитах некоего компромисса, когда кормящиеся от бюджета получают свою долю за счет его стабильности при падающей нефти, а кормящиеся от импорта и финансовых спекуляций – получают искомый ажиотаж среднего класса.
Но при этом власть от имени общего интереса элиты предупреждает о скором завершении этого переходного периода и новых, более строгих правилах игры. Противоречия между элитой и ее лидером есть, их не может не быть. Просто потому что каждый сильный мира сего желает сохранить свой статус и вои привилегии, свой кусок элитного пирога, для чего и участвует в кулуарной жизни двора. Но при этом каждый из бояр еще меньше хочет усиления своих конкурентов и, особенно, нарушения ими «сухаревских конвенций», попыток урвать чужое, а то и войти в альянс с внешними хищниками. Поэтому новые, более централизованные правила игры также отражают общий интерес элит, довлеющий в условиях внешнего кризиса над частным интересом, но не подавляющий его, а служащий гарантией.
Для успешной культурной революции, вопреки исторической мифологии, необходимо, прежде всего, не бороды рубить и девок в декольте наряжать, а баланс в элитах поддерживать, чтобы иметь возможность выступать политическим арбитром и законодателем новых мод. Впрочем, даже и в части новой моды, «революция сверху» скорее легализует модные устремления элиты, ее нового поколения, а также освобождает элиты от утомительных традиций, заменяя их более комфортными способами себя показать, других посмотреть и статус закрепить в публичном поле в виде обновленных культурной революцией знаков. Однако и сами обновленные символы необходимы для закрепления новых правил политической и экономической элитной игры, адаптируя к ним не только сами элиты, но и общество, на которое опирается при этом политический центр.
Разумеется, все эти общие соображения необходимо иметь в виду при анализе текущей или исторической ситуации. Однако читателю всегда хочется более конкретных параллелей, и если уж 2014 год назван конкретно как год начала великой культурной революции сверху, то неплохо было бы автору назвать аналогичный год или период в параллельном петровском сюжете. Иначе чего стоят все эти теории. Опять же критично, а не философски настроенному читателю будет легче сопоставить и проверить весь ход рассуждений, или хотя бы сформулировать конкретный вопрос.
Проведение конкретной параллели для сравнительного анализа двух революций сверху – дело не такое простое, как может показаться. Еще год, и даже полгода назад такая аналитическая операция была бы невозможной, как и вообще сравнительный анализ двух эпох. Сначала нужно было дождаться кульминации и парада в Севастополе 9 мая, ставшей точкой отсчета для нового периода в истории России. Однако мы еще не знаем, а только предполагаем, как дела пойдут дальше и параллель с петровской эпохой все равно будет условной, авансом.
Хотя некоторые параметры сравнительного анализа можно задать достаточно точно. Во-первых, легко увидеть разницу в темпах исторического времени – примерно в пять раз, на полпорядка быстрее сейчас, чем в 17-18 веках. Связность территорий, скорость транзакций, плотность экономических связей и политических событий сейчас много выше, и это общий закон ускорения исторических процессов, который, тем не менее, имеет предел в виде сугубо физиологических возможностей человека. И этот предел, скорее всего, уже достигнут или на грани этого. Так что дальнейшее ускорение истории не столь вероятно.
Во-вторых, можно достаточно точно говорить о периоде Северной войны как аналоге современного противостояния России и Запада. Территориальная привязка к Украине сама по себе ничего не доказывает, хотя мы уже знаем о том, что исторические традиции и этнические стереотипы во все времена делали именно эти лимитрофные территории и населяющих ее жителей активными участниками такого рода событий, переформатирующих международные связи. И все же поражение шведов под Полтавой – это уже некий итог нараставших для них трудностей и противоречий. К тому же сама по себе полтавская виктория не гарантировала успеха в войне.
Поворотным моментом для истории и началом активной фазы культурной революции был выход России в 1703 году на стратегически выигрышную позицию в устье Невы, так же как в 2014-м был занят Крым. Можно так же заметить, что не только новая крепость, но и новая столица долгое время находилась на территории, которую никто кроме самой России своей не считал. Впрочем, с учетом разницы в темпах течения период пребывания этой территории под управлением, а тем более под признанной юрисдикцией Швеции менее века, и сопоставим с временным пребыванием Крыма под началом Киева. Период от взятия Ниеншанца весной 1703 года до Полтавской битвы летом 1709 года примерно равен по значимости и интенсивности событий периоду от 23 февраля и до конца 2014 года, возможно до конца этой зимы.
Теперь, отталкиваясь от этого исторического узла, можно провести и сравнительную ретроспективу предшествующих IX и XIX стадий российской истории. Что еще интереснее в контексте культурных революций – это исследовать их предварительные четверти, сформировавшие большие узлы российской истории: 9/10 (Инициация) и 19/20 (Консолидация), имеющие финальную привязку соответственно к 1703-04 и 2013-14 годам.
3. Реставрация с Реконструкцией
(начало)
Наверное, самой сложной и важной для понимания устройства исторических процессов частью теоретической модели является взаимное наложение значимых событий двух последовательных циклов. Примерно с середины завершающей четверти предшествующей стадии прорываются в видимое политическое поле тенденции и маргинальные субъекты предварительной четверти следующего цикла. Теоретическая конструкция сложновата для абстрактного понимания, поэтому проиллюстрируем на конкретных исторических примерах:
Для всех очевидно завершение в 1917 году православно-монархической большой стадии Подъема российской истории и захват центра управления советской (светской республиканской) властью. Однако при этом сама советская власть, ее большевистские лидеры вели отсчет времени Великой Русской революции от восстания декабристов через народников и маргинальные социалистические движения к партиям и пробным революциям. Это и есть маргинальное, но уже влияющее на мэйнстрим движение, составляющее предварительную стадию Надлома российской истории.
Аналогично отдельно взятая 19 стадия Реставрации 1990-2000-х годов с политическим центром в виде постсоветских элит, организованных вокруг Кремля в Совет глав государств СНГ, имела предварительную четверть на фоне Перестройки как завершающей четверти брежневского цикла (18 стадии). Пиком Подъема 19 стадии стал демарш столичной партноменклатуры в лице Ельцина как выразителя интересов республиканских и региональных элит на октябрьском пленуме ЦК 1987 года. Точно так же демарш столичной гвардии в пользу дворянских магнатов, фактически направляемый столичным генерал-губернатором Милорадовичем, в декабре 1825-го стал информповодом для рождения политического мифа о возможной, но не случившейся справедливой власти. Это вообще общая закономерность рождения политических мифов, без которых невозможна самоорганизация и рост маргинальных движений предварительной стадии, которые Тойнби называл «движениями внутреннего пролетариата».
Если бы, не дай Бог, «декабристы» добились успеха, то это был бы еще один дворцовый переворот с очередной десятилетней смутой, расправой одних победителей над другими и минимумом последствий для системы, кроме ее общего ослабления. Опять же устремления лидеров «декабристов» были бесконечно далеки от нужд и чаяний народа, «освобождение» крестьян было лишь эвфемизмом для «огораживания» по английскому образцу, освобождения земли от крестьян и крестьян от земли. Да, освоение Сибири, наверное бы, ускорилось, но более вероятным исходом была бы новая пугачевщина с восстановлением сословного статус-кво. Не из-за природного консерватизма русских, а из-за русской природы, требующей от народа и власти строгого консерватизма в части сохранения общины и ее централизованной поддержки со стороны власти, всегда монархической и всегда социально ориентированной по тенденции. Это уже потом остальной мир у нас перенял, глядя на успехи сталинского СССР.
Так вот, единственным результатом демарша декабристов стало рождение политического мифа как основы самоидентификации будущей революционной интеллигенции и советской власти. Аналогично единственным последствием демарша московского горкома стало рождение политического мифа, который затем вылился радикальное движение, похоронившее советскую власть, но не советскую элиту, оставшуюся при власти в период Реставрации, но перекрасившуюся соответственно новой идеологии.
Теперь попробуем разобрать еще немного более сложный паззл – структуру политических процессов на стадии Реставрации, конкретно на российском примере 1992-2013 годов. Эта 19 стадия является завершающей четвертью всей послевоенной конструктивной четверти Надлома российской истории. Поэтому ее активная, разрушительная четверть 1992-93 годов обязательно завершается демаршем маргинального политического субъекта и рождением политического мифа, который должен выйти в центр политики в конце 19 стадии в виде нового радикального движения. Есть только один вариант на эту роль – это подавленный столичный бунт части представительной власти в октябре 1993 года. Однако вплоть до начала 2014 года такая оценка была сугубо предварительной, и только сейчас с выходом в центр событий радикального «новороссийского» движения стало возможно удостовериться в правильности нашего понимания.
Только нельзя при этом упрощать и сводить «новороссийское» движение только к ополчению, потому как события 1993 года тоже были намного сложнее и масштабнее и не сводились к действиям «приднестровцев», «националистов» и в целом антиельцинского ополчения. Это была большая коалиция, с опорой в разных влиятельных институтах власти – от Конституционного суда и Министерства безопасности до губернаторов и областных советов. И сегодня мы видим усиление и перехват управления именно этими силами, проигравшими в своей время радикально-либеральным компрадорам.
Опять же для избежания ошибок в анализе ситуации нужно строго следовать заветам Секста Эмпирика и четко видеть уровни и масштабы переплетающихся политических процессов. Когда мы говорим о российской истории и ее 19 стадии, то речь идет не о части – федеральной государственной элите и соответствующих отношениях, а о целом – всей постсоветской элите, не только о Российской Федерации, но о Большой России. Точно так же нужно различать масштабы завершающих и предварительных стадий, которые густо переплетены именно в период Реставрации и Реконструкции. В октябре 1993 года случился демарш более высокого уровня, чем сама 19 стадия, это Пик Подъема не следующей 20 стадии, а всей завершающей четверти Надлома, включающей 20,21 и 22 стадию.
Как мы и условились, эта завершающая четверть называется «культурной революцией», а ее предварительную стадию, равновеликую по масштабу всей 19-й стадии Реставрации, следует назвать таким же именем с большой буквы – Реконструкцией. Вот это сложное переплетение двух равновеликих процессов Реставрации и Реконструкции необходимо распутать и проанализировать каждую из этих линий отдельно, но с пониманием, что эти процессы сопряжены и все политические субъекты вовлечены в оба процесса.
Что же касается собственно 19-й стадии Реставрации российской истории, то ее завершающая четверть начинается вместе с приходом к власти Путина в 2000 году, и этот узел консолидации процесса Реставрации необходимо совпадает с аналогичным узлом параллельного процесса Реконструкции. Собственно, фигура Путина потому столь противоречива и его ориентация непонятна, что он был призван стабилизировать и на время консолидировать противоположные по своей сути общественные течения. Но не антагонистичные, поскольку процесс Реставрации является необходимой основой для столь же частичной Реконструкции.
Соответственно, до 2000 года более динамичный процесс Реконструкции в маргинальной, но все же элитной нише, догонял ранее стартовавший процесс Реставрации. Какое-то время оба процесса шли вровень, но после уже «реконструкторы» начали перехватывать инициативу. (Кстати, это тоже символичное совпадение – «реконструкторы» это и есть «новороссийское движение»).
Основой для анализа процессов является вычленение больших узлов – Пик Подъема (он же Раскол для предыдущего цикла), Смена Центра (она же Финал для предыдущего цикла), Дно Надлома, Консолидация (на выходе из Надлома). Для сопряженных процессов Реставрации и Реконструкции нужно найти не только Дно Надлома (октябрь 93-го), которое было одновременно Расколом и Пиком Подъема в процессах уровнем выше. (Прошу извинить меня неподготовленного к такой калейдоскопичности читателя;). Есть два варианта, подходящих на роль узла Раскола (и соответственно Пика Подъема для следующей равновеликой 20-й стадии). Это демарш части олигархов во главе с МБХ, их раскол и подавление бунта в 2003 году, и это «оранжевая революция» в Киеве в 2004-м.
Достаточно очевидно, что второй вариант по своему масштабу более соответствует общероссийскому историческому процессу, масштабу Большой России, а первый – скорее масштабу элит Российской Федерации как политического центра всей постсоветской политической элиты. Здесь будет уместно упомянуть еще одну закономерность, когда узел Смены центра в самом центре происходит с опережением. Например, октябрьский переворот 1917 года – это узел Смены центра внутри столичной петроградской элиты, а в масштабах Большой России Смена центра – это Брестский мир, утвердивший юридически вовсе не перемирие, а распад бывшей империи на светские республики. Аналогично и сейчас, в масштабах Большой России узел Консолидации и начало великой культурной революции случились весной 2014 года, а соответствующая Смена политического центра произошла немного раньше, после переизбрания Путина в 2012 году.
Тем не менее, такой сдвиг по фазе касается именно и только Смены центра, а не других больших узлов. Соответственно, события 2003 года в РФ с посадкой Ходороковского и формированием путинского большинства в Госдуме не являются инициирующими для событий в Киеве в 2004-м. Скорее, в данном случае мы имеем дело именно с различием в течении сопряженных процессов Реставрации и Реконструкции. «Дело МБХ» относится к процессу расставания с постсоветским прошлым (а группа МЕНАТЕП – это очевидно прямое порождение горбачевской перестройки и госбанковского политического клана во главе с Геращенко).
А вот ситуация «третьего тура» в Киеве намного сложнее по своей динамике и структуре процесса. Там тоже местный «ходор» Ахметов попытался продвинуть своего ставленника на президентство, но был общими усилиями других олигархов и чиновников обыгран и отброшен обратно на Донбасс. Однако, «третий тур» состоялся, когда бывший «донецко-днепровский» штаб Януковича уже разбежался, а все его олигархические «друзья» попрятались. И в «третьем туре» на Януковича работала совсем иная сборная команда «маргиналов», формальным главой штаба которой был, на минуточку, сын Вячеслава Чорновола – идеолога незалежной федеративной (!) Украины. То есть подкучмовский штаб первых двух туров – это часть номенклатурного движения Реставрации, а вот штаб третьего тура – это уже точно отколовшаяся часть движения Реконструкции в фазе ее Раскола и одновременно начало предварительной четверти следующей 20-й стадии.
У внимательного читателя может возникнуть резонный вопрос: если демарш МБХ в 2003-м аналогичен по структуре демаршу ЕБН в 1987-м, не следует ли из этого, что сам МБХ будет лидером в следующей после Реставрации стадии развития? Вообще говоря, роль личности не столь важна, как роль субъекта, который эта личность олицетворяет. И тот же МБХ – всего лишь подставная фигура, зиц-председатель для отсидки, а реальным лидером этой элитной группы всегда был и остался Геращенко. То что реальный лидер не стал себя проявлять в кризисный момент – уже приговор всему коллективному субъекту на уход от лидерства. Однако и тем не менее, эта группа имеет шанс на лидерство в элитном процессе, который придет на смену правящей постсоветской элите периода Реставрации. Но это уже не будет властная элита.
Нужно объяснить и этот парадокс тоже, а для этого опять вернуться к основе основ – разделению любого политического, исторического, социально-психологического процесса на три большие стадии – Подъема, Надлома и Гармонизации. Это ровно такие же три возраста для коллективного субъекта, как для личности есть период созревания из четырех стадий – младенчество, детство, отрочество, юность, составляющих подъем личности. Есть средний возраст Надлома – от поздней юности и ухода от родительской опеки к кризису среднего возраста, который открывает последнюю большую стадию гармонизации и полной зрелости личности. Однако именно в этой третьей большой стадии личность, как правило, уходит от активного участия в конфликтах и становится наставником, преподавателем, консультантом, воспитателем внуков. Точно так же послевоенная позднесоветская элита сталинско-брежневского розлива после завершающей для нее стадии Реставрации уйдет из активной политики в более спокойный и гармоничный режим участия в виде консультантов, наставников, комментаторов, да мало ли ролей, в которых могут выступать и реальные лидеры, и зиц-председатели.
Надеюсь, что с конкретными примерами сложность переплетающихся процессов стадий Реставрации и Реконструкции поддается восприятию и пониманию. Поэтому можно начинать искать параллели и соответствующие узлы в параллельной 9-й стадии российской истории – от Годунова к Петру.