По словам источников, знакомых с ситуацией, агент Демократической партии Александра Халупа, которая имеет украинское происхождение, встречалась с высокопоставленными должностными лицами в посольстве Украины в Вашингтоне, чтобы разоблачить связи между Трампом, председателем его избирательной кампании Полом Манафортом и Россией.
«Усилия Украины оказали влияние на гонку, они способствовали отставке Манафорта и укрепляли убежденность в том, что кампания Трампа тесно связана с Россией», — отмечает издание.
При этом авторы подчеркивают, что доказательств вмешательства Украины в выборы в США очень мало. Некоторые наблюдатели предполагают, что коррупция, экономическая нестабильность и фрагментация в стране свели на нет все возможности Украины вмешаться в предвыборную кампанию в другой стране.
Также отмечается, что администрация президента Петра Порошенко вместе с работниками посольства Украины в Вашингтоне настаивает на том, что Украина не принимала никакого участия в предвыборной гонке.
— В случае победы Клинтон, эти разрозненные «прогибы» конечно можно было бы представить (для внутриукраинского пользования) полноценной кампанией — даже как участие Украины в судьбах мира или, хотя бы, могущественнейшей страны мира, — считает киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— На самом деле, это было не более чем «помогаем чем можем». Причём в самом угодливом варианте: «А вот у нас ещё есть сведенья о связях Трампа с Россией». Думаю, что на самом деле «сведенья» эти оказались настолько малоубедительными или не компрометирующими, что им в Вашингтоне решили не давать ход наверх и в прессу, чтобы не позориться самим.
— Если бы победила Хиллари, была бы оценена помощь Киева?
— Я не думаю, что Киев получил бы дополнительные дивиденды, кроме имеющихся. «Питера» в очередной раз похлопали бы по плечу, и сказали бы: «Мы в тебе не сомневались, можешь и впредь рассчитывать на нашу политическую поддержку». Ключевое слово здесь — «рассчитывать». Потому что способна ли Америка на поддержку Украине, какая была в ещё три года назад — большой вопрос.
— Почему украинская элита клала все яйца в одну корзину? Почему не было «плана Б» на случай победы Трампа?
— Во-первых, поддержка Трампа была просто опасной, учитывая, что администрация Обамы и была реальным руководством Украины. И если, скажем, конфликт Порошенко с Коломойским американскому послу удалось «разрулить», то рейдерскую атаку подконтрольных киевскому режиму структур на не столь «политически грамотного» олигарха можно было бы и попустить. Я сам где-то год назад получал приглашение от Трампа посетить его вечеринку в его калифорнийском гольф-клубе. Однако для меня затраты на перелёт туда и обратно были тогда неподъёмными. Но для тех мультимиллионеров, которые также были приглашены, сумма, которую они в уикенд на подобные перелёты с жёнами и любовницами тратят. Тем не менее, они не полетели на полезную во всех отношениях встречу для них с сильными мира сего. Ничем иным кроме страха объяснить я это не могу.
Во-вторых, не стоит думать, что украинские олигархи или их политконсультанты — некие просвещённые и мудрые существа. Они так же, как и остальные персонажи украинской политики, живут в ими же созданной гипертрофированной системе представлений о месте Украины в мире и о самом мире. Поэтому, если даже если далеко не все сторонники якобы «пророссийского» (как это представлялось на Украине) Трампа не верили в его победу, то что же говорить о недоброжелателях.
— Повлияет ли теперь эта публикация на отношение Трампа к Украине?
— Думаю, и истории с Манафортом достаточно. Но потребовать объяснений «по всем пунктам» Трамп не преминет.
— Насколько вообще эта публикация будет воспринята в американском обществе на фоне попыток обвинить Трампа в связях с Россией?
— Сейчас, когда предвыборные страсти улеглись, заметят её только в узких политизированных кругах в общества. Ненавистникам Трампа особых доказательств его «антиамериканизма» не требуется — тут всё воспринимается на веру, поэтому они лишь укрепятся в своей неприязни к нему. Сторонники же воспримут это сообщение, как очередные бездоказательные домыслы.
По словам директора Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, все это итак не секрет.
— Все мы помним восторг украинских политиков и СМИ, когда Трамп был вынужден уволить главу своей кампании Манафорта в результате скандала с «черной кассой Партии регионов», раздутого на Украине. Если помните, депутат Лещенко очень хвастался своей ролью в скандале и очень гордился этим. Теперь его же коллеги дружно ругают его за это. Правда, Politico пишет, что не нашла доказательств причастности высшего руководства Украины к данному скандалу. Но тут уж налицо явные двойные стандарты западных СМИ: почему-то Путина априори привязали к скандалу с «российскими хакерами», хотя «доказательств» этого еще меньше, чем фактов причастности Порошенко к скандалу вокруг «черной кассы».
— Можно ли считать отставку Манафорта реальным достижением украинской кампании помощи Клинтон?
— Да, конечно, украинская сторона приложила к этому руку. Правда, ее скорее использовали западные спонсоры Украины. Достаточно вспомнить, как все западные СМИ дружно кинулись цитировать того же Лещенко и брать у него интервью. Ясно, что делалось это при серьезной подпитке спонсоров кампании Клинтон. А хочу напомнить, что одним из главных ее спонсоров был Сорос, давний спонсор украинских «лещенко-найемов» и связанных с ними «найемных» работников.
— Можно ли ожидать каких-то ответных шагов от Трампа?
— Сама публикация — это лишь напоминание Трампу, кто в числе прочих работал против него. Насколько мне известно, сейчас Киев прикладывает значительные усилия для выхода на Трампа, нанимает солидные лоббистские структуры с тем, чтобы нивелировать последствия своего грубого вмешательства в американские выборы на стороне Клинтон. Посмотрим, достигнут ли они успеха. В конце концов, не надо забывать: у Трампа список его предвыборных «недругов» настолько велик, что Украина, Порошенко и Лещенко там далеко не в первых десятках…
— Собственно, в статье Politico мало принципиально нового, — отмечает политический обозреватель Виктор Шапинов.
— То, что руководитель кампании Трампа Пол Манафорт вынужден был уйти в ответ на обвинения в связях с режимом Януковича, было известно давно. И то, что такая информация была получена от украинских официальных лиц, также не было секретом. Журнал Politico лишь раскрыл подробности этого скандала, назвав конкретного представителя Национального Демократического Комитета — Александру Халупу, американку украинского происхождения — которая осуществляла непосредственную связь с украинским посольством в Вашингтоне, а также ее контрагентов в посольстве — самого посла Валерия Чалого и его помощницу, главу политического отдела посольства — Оксану Шуляр. Это подтверждает, что информация, повлиявшая на ход избирательной кампании, была получена непосредственно от официальных лиц Украины, что в отличие от гипотетических атак российских хакеров, является непосредственным вмешательством в выборный процесс со стороны Киева.
— Речь об инициативе отдельных украинских чиновников или это полномасштабная кампания, организованная официальным Киевом? Если да, то зачем? Ведь, как показала реакция на итоги выборов, в Киеве никто не сомневался в победе Клинтон…
— Участие украинского посла, официальных лиц посольства, а также главы комитета Верховной Рады по иностранным делам Анны Гопко, по сути, исключают версию, что это была частная инициатива отдельных политиков. Официальный Киев делал слишком очевидную ставку на победу Клинтон, и, по-видимому, не удержался от того, чтобы помочь своим «старшим братьям» из Демократической партии.
— «Усилия Украины оказали влияние на гонку, они способствовали отставке Манафорта и укрепляли убежденность в том, что кампания Трампа тесно связана с Россией», — отмечает Politico. Насколько, по- вашему, в реальности Киев мог оказать влияние на выборы? Не считая отставки Манафорта…
— Отставка главы избирательной кампании — это уже серьезное вмешательство. В США глава избирательного штаба — это не «серый кардинал», как это зачастую бывает у нас. Это — публичная фигура, глава кампании выступает в СМИ, комментирует ход избирательной гонки. Его отставка в связи с обвинениями в коррупции — большой удар. Что касается других попыток влияния, то, насколько мне известно, они ограничились попытками оказать воздействие на украинскую диаспору в США. Эти попытки, однако, вряд ли были эффективными, учитывая связь диаспоры с республиканцами. Также некоторые украинские олигархи приняли участие в финансировании кампании Клинтон. Достоверно известно, что Виктор Пинчук внес в фонд Bill, Hillary & Chelsea Clinton Foundation, основанный Биллом Клинтоном, 13 миллионов долларов. Однако все это вряд ли оказало серьезное влияние на ход выборов.
— Повлияет ли эта публикация на политику Трампа по отношению к Украине?
— Не исключено, что за политику в отношении Украины в администрации Трампа будет отвечать тот самый Манафорт, компромат на которого украинские официальные лица «слили» демократам. Это, мягко говоря, не сулит ничего хорошего для Порошенко и его окружения. Единственное, что может утешить официальный Киев, так это то, что Украина не стоит ни на первом, ни на десятом месте в международной повестке дня Трампа. Однако, по некоторым данным, эмиссары Манафорта уже прибыли в Киев и проводят интенсивные консультации с украинскими политиками. Так, что Порошенко в ближайшее время спокойный сон не грозит.