Впрочем, группа пока что не особо многочисленна — 2242 читателя на момент написания этой статьи.
Как отмечает агентство Reuters, ни представитель Трампа, ни полиция округа Колумбия, где находится Вашингтон, пока не готовы комментировать угрозы «повстанцев». Но на прошлой неделе и. о. главы полиции округа Колумбия Питер Ньюшэм заявил, что власти готовы к любым попыткам срыва праздничных мероприятий со стороны «ребят из социальных сетей».
Сам Дональд Трамп пока не обратил внимания на то, что кто-то собирается сорвать его инаугурацию — в своем «Твиттере» он продолжает радоваться предстоящей отмене Obamacare, возмущаться фейковыми новостями о себе и объяснять, почему проиграла Хиллари Клинтон (потому что агитировала в неправильных штатах без достаточного энтузиазма).
По информации Службы национальных парков, ведающей массовыми акциями в Вашингтоне, разрешения на митинги уже получили 27 протестных групп, что в четыре с лишним раза превышает «среднестатистическое» количество для предыдущих инаугураций. Планируется, что наблюдать за инаугурацией будут около 800 тысяч человек — это значительно меньше, чем за вступлением в должность Барака Обамы в 2009 году, тогда в Вашингтоне собрались более 1,8 млн человек.
За безопасность будут отвечать 3200 полицейских, 8000 национальных гвардейцев и 5000 солдат. Общие затраты на безопасность церемонии, как предполагается, составят 100 млн долларов.
Безусловно, Вашингтон — это не Белград, не Тбилиси, не Киев и не Бишкек. В перечисленных городах обученным американскими инструкторами людям удалось устроить массовые беспорядки и добиться отмены результатов выборов — президентских и парламентских.
Напомним, что в Белграде в 2000 году оппозиция не согласилась с назначением второго тура на выборах президента. Акции протеста, знаменитый бульдозер, штурмовавший телецентр, отставка Слободана Милошевича и последующая позорная выдача экс-президента в Гаагу.
В Тбилиси в 2003 году оппозиция не признала результаты парламентских выборов, на которых победили партии, поддерживавшие президента Эдуарда Шеварднадзе. Оппозиция во главе с Михаилом Саакашвили устроила массовые беспорядки, захватила парламент, Шеварднадзе ушел в отставку — на относительно почетную пенсию.
В Киеве в 2004 году оппозиция не признает итоги второго тура президентских выборов, на которых победил считавшийся преемником действовавшего президента Леонида Кучмы Виктор Янукович. Массовые протесты, активное вмешательство западных стран, назначение не предусмотренного законом третьего тура, в котором ожидаемо побеждает Виктор Ющенко.
Янукович на пять лет ушел в оппозицию, после чего все-таки выиграл выборы президента, но был свергнут в результате новой революции — уже не «цветной», а настоящей, кровавой, переросшей в гражданскую войну.
В Киргизии в 2005 году оппозиция не признает итоги парламентских выборов, бунт, бегство президента Аскара Акаева в Россию, к власти приходит Курманбек Бакиев, свергнутый в результате новой революции через пять лет.
Во всех случаях использовались схожие методы начала протестов, безоговорочная поддержка протестующих западными СМИ и даже весьма схожая символика. «Арабские весны» строились по несколько другой, не привязанной к выборам технологии, но то, что американские специалисты принимали активное участие в процессах, приведших к свержению власти в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене и к гражданской войне в Сирии, также не подлежит сомнению.
В странах с достаточно сильной и стабильной властью «цветные» технологии обычно не «прокатывают» — не удалось добиться отмены выборов протестующим в Белоруссии и России, не привели к смене власти массовые беспорядки в Венгрии в 2006 году.
Таким образом, главные вопросы относительно предстоящего 20 января — готовы ли противники Дональда Трампа к по-настоящему решительным действиям и готовы ли правоохранительные органы США всерьез противостоять весьма вероятным беспорядкам?
Если ответ на первый вопрос «нет», тогда 20 января будет происходить приблизительно то же самое, что было непосредственно после выборов — мирные демонстрации, где самой «страшной агрессией» является уничтожение очередного портрета Трампа. Это самый оптимистичный для США вариант.
Если ответ на первый вопрос «да» и на второй тоже «да», тогда Америку ждут самые серьезные и кровавые столкновения манифестантов с полицией со времен выступлений против войны во Вьетнаме.
Если же правоохранительные органы, как это было в вышеперечисленных Сербии, на Украине, в Грузии и т. п., будут лишь имитировать противостояние, и протестующим удастся захватить пусть не Белый дом, но другие здания федерального правительства, заблокировать работу каких-либо ведомств, а уж тем более осуществить свою программу-максимум — сорвать саму церемонию инаугурации — в этом случае ситуация будет развиваться по совершенно непредсказуемому сценарию.
Учитывая, что в столичном округе Колумбия Хиллари Клинтон набрала среднеазиатские 90,9% голосов, в случае, если серьезные волнения против Трампа все-таки начнутся, социальная база протеста будет весьма широкой.
Также следует учитывать, что «властители дум» из Голливуда также в большинстве своем выступают против Трампа, и если начнется серьезная буза, то поддержит ее не только Мэрил Стрип.
Да, ничего подобного в США еще не было. Но все когда-то происходит впервые.
Антон Крылов