Ход выступления Трампа явно показывает, что он находится под серьезным давлением антироссийских кругов американской, точнее, мировой элиты. Ему приходится маневрировать по целому ряду вопросов.
В частности, он впервые публично признал возможную причастность России к кибератакам на американские избирательные институты в период президентской кампании 2016 года: «Я думаю, что это была Россия», – сказал Трамп. – Она не должна была этого делать, она не будет больше это делать».
Но тут же он добавил: «Я также думаю, что и другие страны нас атакуют. Возможно, Китай. На нас совершается множество хакерских атак. И вот что мы собираемся сделать. В США лучшие в мире специалисты по кибербезопасности. Нужно объединить их силы, чтобы сформировать защиту».
Трамп напомнил об инциденте 2015 года, когда хакеры взломали системы американских госучреждений и похитили конфиденциальные данные 22 миллионов человек, включая сотрудников спецслужб. «Когда мы потеряли данные 22 миллионов, из этого не делалось большого шума. Возможно, за этим стоял Китай», – отметил политик.
Трамп пообещал собрать в одной комнате шесть величайших хакерских умов, которые выстроят совершенную оборону. При этом он считает, что серверы Демократической партии были «абсолютно открыты» для атак. Члены аппарата его Республиканской партии грамотно выстроили защиту, и ее не смогли взломать.
Касаясь отношений с Россией, Трамп заявил: «Нет никакой кнопки перезагрузки. Мы либо поладим, либо нет... Россия будет намного больше уважать нашу страну, когда я буду президентом»,
Трамп добавил, что может быть жестким с Россией. «Кто верит в то, чтобы Клинтон была жестче с Путиным, чем Трамп? Хватит уже», – сказал политик.
«Но если Путину нравится Дональд Трамп, я считаю это активом, а не пассивом. Я буду договариваться с Путиным, потому что у нас с Россией ужасные отношения, но велик шанс, что мы не договоримся», – добавил избранный американский президент.
Накануне пресс-конференции, выступая против обвинений «в связях с Россией», он заявил в своем микроблоге Twitter: «Россия никогда не пыталась использовать рычаги воздействия на меня. Я никак не связан с Россией – никаких сделок, никаких одолжений, ничего!»
Обстановка на политическом поле США складывается очень и очень сложная. 10 января группа американских сенаторов внесла в Конгресс законопроект о новых санкциях против России.
Авторами концепции законопроекта «Акт 2017 года о противодействии враждебному поведению России» (Counteracting Russian Hostilities Act 2017) – проекта новых комплексных экономических санкций в отношении России – являются сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм. В Конгресс проект документа вносится от имени демократа Бена Кардина, соавторами числятся девять членов Конгресса – и демократы, и республиканцы, являющиеся противниками Дональда Трампа.
«Это подробный законопроект, который вводит дополнительные санкции против России за деятельность против американских национальных интересов. Мы были атакованы, нас атаковала Российская Федерация. Это больше не является предметом каких-либо споров», – заявил сенатор Бен Кардин. – Мы вводим дополнительные санкции против физических лиц, ответственных за кибератаки против нашей страны. Санкции помешают им экспортировать, использовать банковскую систему США, использовать систему государственных поставок здесь, в Америке», – сказал сенатор. – Кроме того, часть законопроекта касается “действий на Украине и в Грузии” и незаконного присоединения Крыма», – уточнил Кардин.
Таким образом, «Акт 2017» направлен на мощное усиление экономических и персональных санкций против России по трем основаниям: «враждебные действия РФ в киберпространстве, агрессивное поведение Москвы по отношению к странам-соседям (присоединение Крыма, Украина, Грузия, Южная Осетия, Абхазия) и необходимость системного отстаивания демократии и борьбы с коррупцией».
Пока не ясно дальнейшее продвижение этой инициативы. Закон вступит в силу, если проект одобрят обе палаты Конгресса и подпишет президент США. Не исключено, что это может произойти в последние дни пребывания Обамы на посту президента. До 20 января 2016 года он имеет на это все полномочия.
Каким образом поведет себя в этом случае Дональд Трамп, обещающий налаживать отношения с Россией остается пока загадкой.
В очень сложном положении находится и Рекс Тиллерсон, который выдвинут Дональдом Трампом на пост госсекретаря США. Комитет Сената по международным делам 11 января 2016 года проводил слушания с экс-главой ExxonMobil.
Во время слушаний Тиллерсон отвечал на вопросы о России и российско-американских отношениях. Он поддержал сохранение санкций против РФ, позицию США по Крыму, заявив, что в данный момент Россия – недружественный соперник для Америки.
«Россия в настоящее время представляет угрозу, но она не непредсказуема в продвижении своих собственных интересов. Она вторглась на Украину, включая захват Крыма. Она поддерживает сирийские войска, которые жестоко нарушали законы войны», – отметил бизнесмен. Он назвал действия России в Сирии неприемлемыми. Кандидат на пост госсекретаря добавил, что Россия должна понести ответственность за свои действия.
Тиллерсон также выступил в пользу поставок Украине летального оружия в случае продолжения боевых действий в Донбассе. «Я думаю, что нам важно оказывать Украине всю необходимую поддержку для того, чтоб она могла защитить себя от дальнейшей экспансии или агрессии», – сказал он.
В то же время кандидат на пост госсекретаря отметил: несмотря на то, что соперничество США с Россией в ряде областей сохранится, необходимо развивать сотрудничество там, где это возможно.
Сотрудничество должно строиться на взаимных интересах. При этом США одновременно продолжат отстаивать интересы своих союзников по НАТО.
«Кооперация с Россией должна быть построена на взаимных интересах, насколько это возможно. Таких, как сокращение распространения международного терроризма. Но мы должны продолжать отстаивать интересы США и наших союзников. Россия должна знать, что мы будем исполнять наши обязательства перед нашими союзниками, и Россия должна понимать это», – отметил Тиллерсон.
Понятно, что довольно резкие заявления экс-главы ExxonMobil могут носить тактический характер, ибо его кандидатура является наиболее спорной, в отличие от ряда других претендентов на министерские портфели. Поэтому не исключено, что в случае своего назначения он будет вести другую политику. Во всяком случае, это будет политика, полностью согласованная с Дональдом Трампом.
В статье «Новые сенсационные заявления Трампа и его команды» я писал: «Надо понимать, что Трамп – это, прежде всего, жесткий бизнесмен. Таким же бизнесменом является и Рекс Тиллерсон, который станет госсекретарем в случае утверждения его кандидатуры в Конгрессе США. Оба они – миллиардеры с присущей им психологией. Понятно, что за рубежом они будут вести достаточно жесткую политику».
Вот из этого и надо исходить. Для обоих политиков главным приоритетом будет отстаивание интересов США и их союзников. Вспомним слова Дональда Трампа: «Настало время двигаться дальше и снова сделать Америку великой!»
А пока Трамп и Тиллерсон готовятся вступить на новое поприще под злобный аккомпанемент хора ярых противников малейшего улучшения отношений с Россией.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель