Многие детройтцы, вроде Касселс, после нескольких лет лишений в этом городе, приобрели навыки взаимопомощи, которые помогают выжить. Это можно назвать альтернативной экономикой, которая базируется на time banking (оцените словесный оборот, который на русский приблизительно можно перевести как "взаимозачёт"), на специализированных знаниях и умениях людей, на выращивании и реализации овощей на своих лужайках-огородах, на своместном использовании по очереди единственной крупной дорогой вещи (автомобиль, генератор и т.п.) на несколько семей. Всё это - общинная структура экономики, где понятие частной собственности постепенно растворилось в реалиях Детройта.
Такие меры предоставляют общинам вести сносную жизнь своим беднейшим представителям, даже если у них уже долгое время нет реальных денег. Это очень актуально для Детройта, который является самым большим городом бедняков, где их доля превышает 40% от общего населения, а 11% населения, считающегося трудоспособным, официально никак не трудоустроены.
Гражданам США показывают, что в Детройте не всё так плохо, что город возрождается, показывая телезрителям некоторые приведённые в порядок районы города, но дело в том, что красивые картинки транслируются из вновь благоустроенной территории размером 7кв.миль. Общая же площадь города - 140кв.миль, на которой граждане города вынуждены выживать методами альтернативной экономики, используя ресурсы общины.
Все эти общины, горизонтальные сети взаимозачёта между гражданами и прочие нетипичные для Америки экономическо-производственные системы возникли из-за того, что Детроит был брошен своею страною на произвол судьбы. Равнодушие и скупость властей заставили детройтцев изыскать внутренние резервы для решения насущных проблем, зачастую с неожиданным успехом. Это окрыляет, это сила, это возможность! Это - власть.
Этот стихийный хаотичный процесс можно назвать "свободным рынком Детройта", его нет в юридическом или коммерческом значении, но сотни и тысячи горожан ежедневно делают на нём свои, если можно так выразиться, транзакции. Активы этих транзакций - собственные или соседские вещи, еда, топливо, труд - всё то, что использовали индейцы в своих товарно-денежных отношениях до эпохи их колонизации. Это такая другая экономика, основанная не на жёстко прописаных договорах на бумаге, а на человеческом доверии. Вы не сможете оказаться в стороне, если с вашим соседом случается какое-то несчастье, вы наоборот, оказываетесь активно вовлечены в решении его проблем.
Сложно оценить число живущих подобным образом детройтцев. Сложно отследить то, чем они на самом деле занимаются, т.к. если им есть что продавать - они продают это на дому без какого-либо отчёта перед контролирующими органами. Люди в этих условиях вынуждены стать частью общины, чтобы оценить её возможности, а также они должны найти в себе силы и способности для того, чтобы быть полезным общине. Можно готовить еду, добывать выпивку и сигареты, давать на прокат какие-то собственные вещи... Просто надо заниматься чем-то необходимым для своей общины! Нельзя от этого отвернуться, потому что это и есть альтернатива. Используя взаимозачёт (time banking), можно сделать в него вклад, поработав несколько часов где-нибудь грузчиком, а потом потратить заработанное на услуги, допустим, автомеханика. Как видим, деньги в этой системе не используются.
Хорошо, а кто занимается учётом банка времени? В Детройте руководством комитета банка времени занимается Джейн Слоутер на добровольных началах, сама она способна предложить общине и нуждающимся услуги в качестве юриста, к тому же она приторговывает самодельными сухофрутами, за которые она предпочитает получать услуги такси, массажиста и вывоза мусора. По её мнению, в случае если вообще денег нет, time banking предоставляет возможность не голодать и быть условно трудоустроеным, но это не может решить всех ваших проблем, деньги всё равно нужны.
Любопытно, что эти банки времени наладили деловые отношения с официальными организациями, например, с пенсионными фондами (которые сейчас испытывают некоторые трудности). Суть этого партнёрства заключается в том, что пенсионеры могут выступить в качестве экспертов, преподавателей или даже руководителей в работах по запросу банка времени, куда скидываются не только отработанные человекочасы, но и вакансии. Пенсионные фонды идут навстречу банкам времени потому, что привлечение к подобным работам пенсионеров позволяет им разжиться едой и материальными ресурсами, что помогает им выжить. Также с банками времени взаимодействуют и больницы, для которых всегда актуальны услуги сиделок.
На севере Детройта немолодой чернокожий фермер Джерри Хеврон смог запустить урбаноферму, представляющая из себя комплекс теплиц на четырёх акрах земли, которая способна обеспечить овощами и фруктами около 8000 семей, здесь же выращенное могут приготовить или законсервировать. Он активно сотрудничает с горожанами, снабжая их семенами для огородов и едой, взамен принимая от них работу по поливу, прополке, севу, подсобным работам. Джерри говорит, что какого-либо прайса на его продукцию не существует, вознаграждение за работу он привычно оценивает "на глаз".
Говард, соучредитель: "Когда-то америка приложила много усилий в организации большого бизнеса и была уверенность, что промышленность будет о нас заботиться. Некоторое время так и было. Автомобильные гиганты, которые вытянули Детройт из типичной провинции в статус Мекки, постепенно выдавливали жителей в пригороды. В 1950 году, на своём пике, Детройт вмещал в себя 1,8млн людей. Теперь здесь осталось меньше 0,7млн. Десятки тысяч частных домов пустуют и ничего, кроме сноса, им не светит. Общественный транспорт не развит, из-за этого множество общин неохваченных районов полагаются в своём перемещении только на организацию совместных попуток."
Чарли Бэкхем, начальник бригады благоустройства города: "Мы содействуем взаимодействию общин и развиваем общественный транспорт, но из-за банкротства города у нас уже два года нет средств на обновление подвижного парка и коммуникаций. Полиция и пожарная охрана почти беспомощны, из-за этого Детройт был столицей поджогов США, коим и остаётся до сих пор."
В прошлом году сгорел дом, в котором проживала семья Али Мушида из двенадцати человек. Всё, чем смог помочь ему муниципалитет - это 2000$ от красного креста на существование, но его старшие сыновья пришли в общину юго-западного банка времени Детройта и нашли себе работу во дворе соседей клиентов этого банка. Каково было его удивление, когда за счёт использования накопленного депозита времени к нему приходили и стар и млад, и чёрные и белые люди, чтобы помочь ему возвести его дом заново, чтобы отдать ему вещи для наполнения этого дома. В такие моменты начинаешь гордиться окружающими тебя людьми.
У Джессики Рамирез есть что-то вроде магазина сток-секондхенд. Одежда, бытовые приборы, мебель - вот ассортимент этого магазинчика. Но цен в нём нет. Просто приходи и бери то, что нужно. В 2013 году её община создала этот магазин для удобства её членов, чтобы всё ненужное и прокатное было в одном месте. Теперь этот магазин работает для всех. Наибольшим спросом пользуются холодильники, микроволновки и мебель, в основном из-за частых пожаров. Джессика была вынуждена даже создать "лист ожидания" наиболее востребованных вещей. У магазина есть страница в фейсбуке, где можно сделать заказ онлайн или поинтересоваться наличием того или иного лота.
Кевин Рейнольдс, горожанин: "Община предоставляет горожанам услуги, которые муниципалитет больше не может дать. Например, моему соседу надо ездить на работу и на процедуры диализа, но рядом с ним не ездит общественный транспорт. Я предоставляю ему эту возможность, отдавая напрокат ему свой автомобиль. Если у соседа случилась беда - это и моя беда тоже. Я и мой сосед платят налоги городу, но мы не получаем от города положенных за эти налоги услуг! Cосед - больной человек, ему иногда бывает плохо, но он не может ждать скорую помощь по часу или дольше, столько времени невозможно терпеть боль. Раз город не может отвезти человека в больницу, этого человека отвезу я. А чиновники выгораживают полицию и аварийно-спасательные службы Детройта, говорят, что они улучшились, ссылаясь на городскую статистику, в которой время отклика полиции и неотложки сократилось в два раза за последние два года. Только тонкость в том, что статистика эта - в среднем по стране. Я не доверяю им, у меня должна быть возможность действовать самостоятельно. Однажды я получил тяжёлый ожог третьей степени, но я не вызвал неотложку, я попросил свою жену немедленно отвезти меня в больницу."
Малик Якини (управляющий чёрной общиной продовольственной безопасности): "Некоторые жители Детройта всё ещё пытаются подходить к нынешней жизни в городе с точки зрения капитализма. У общины есть предел, потолок, выше которого предоставить своим членам она ничего не сможет. Например, довольно затруднительно обменяться газом, водою или электричеством на какую-либо вещь. Но я попробую преодолеть этот препятствие."
Пропасть разницы жизни между благоустроенным центром города и его периферией очевидна, экономика обмена здесь стала образом жизни. Жители теперь опасаются, что власти попытаются реализовать свои амбиции и нужды города за счёт скудного ресурса их общин, что поставит под угрозу всё то, что они с таким трудом создали. Горожане прошли лишения, завели бизнес внутри собственных домов, сами поддерживают порядок на улицах и необходимый уровень инфраструктуры, будет ли правильным власти прийти к ним в образе мытаря со стражей? Благодаря самоорганизации в Детройте можно неплохо учиться, можно продуктивно работать, сосед готов помочь соседу безвозмездно, какой смысл тогда платить налоги государству, если эти люди самостоятельно обеспечивают себя всем необходимым? Что им может дать государство более того, что обрели они сейчас? Сами горожане Детройта говорят об этом просто: "Это место, где капитализм перестал работать".