Наверное все бывали когда-нибудь на Красной площади в Москве? А видели ли вы здание ГУМа?
Так вот в конце 1890-х годов Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открылся первый стационарный "Электрический театр". В нем шли развлекающие почтенную публику фильмы "Дети пляшут", "Дети плачут", "Игра в мяч", "Конно-железная дорога в Москве" и естественно политико-воспитательные картины - хроники из жизни царской фамилии. Одними из первых отечественных детских фильмов были сказки - "Дедушка Мороз" (1910) и "Царевна-лягушка" (1911).
В 1918 был выпущен первый советский фильм для юных зрителей "Сигнал" (по рассказу В.Г. Гаршина, режиссер А.А. Аркатов). А с 1924 началось регулярное производство детских фильмов.
Ярким, значительным явлением стал первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, режиссер М.А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей немецких рабочих в годы, предшествующие фашизму.
Героике революции и Гражданской войны, жизни и подвигам советских детей и молодежи во время Великой Отечественной войны 1941-45 посвящены многие фильмы, в том числе: "Федька" (1937, режиссер Н.И. Лебедев), "Дума про казака Голоту" (1937, по "РВС" А.П. Гайдара, режиссер И.А. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по повести В.П. Катаева, режиссер В.Г. Легошин), "Жила-была девочка" (1944, режиссер В.В. Эйсымонт), "Сын полка" (1946, по повести В.П. Катаева, режиссер В.М. Пронин), "Молодая гвардия" (1948, по роману А.А. Фадеева, режиссер С.А. Герасимов).
В СССР только в Москве работали 16 специализированных детских кинотеатров и это не считая того, что в утренние и дневные часы во всех взрослых кинотеатрах также крутили детские фильмы.
Бывали случаи, что чуть ли не весь класс сбегал с урока в близлежащий кинозал, чтобы за 10 копеек посмотреть новую серию "Ну, погоди!", "Бременских музыкантов" или "Айболит 66". Выбор детских фильмов был намного больше сегодняшних однодневных блокбастеров на которые никто не пойдет во второй раз. 5-6 различных детских фильмов менялись каждую неделю.
Ну и конечно, кого стоит в этот день вспомнить, так это Александра Артуровича Роу, которого справедливо называют первым и великим киносказочником нашей страны.
Сказки Александра Роу традиционны для России, как матрешки или березки. Мог ли когда-то ирландец Артур Говард Роу, приехавший в Россию и женившийся на гречанке, мечтать о том, что его сын прославит ирландскую фамилию на весь Советский Союз, да и, пожалуй, на весь мир.
Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов-сказок на тему русских народных сказок, среди них «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок («Королевство Кривых Зеркал»). Совместно с Р. Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».
Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые, родные, какие-то уютные. Именно такими представляли мы себе героев русских народных сказок, когда читали в детстве с упоением о Кощее, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной. У Александра Роу был уникальный талант, дар, который в современном кинематографе редко у кого попадается – он мог чувствовать сказку, переносить ее на экран очень осторожно, как нечто хрупкое, стараясь не разрушить сказочного волшебного очарования.
У него был талант к подбору актеров на роли сказочных героев. Чего стоит только Георгий Милляр, сыгравший во всех сказках Роу – где Кощея Бессмертного, где – бабу Ягу… Человек редкого дара перевоплощения, Георгий Милляр стал одной из составляющих волшебства изобразительной кинематографии в сказках Роу.
О сказках Александра Роу можно говорить долго, и всего не расскажешь, но есть одна, что дорога моему сердцу особенно...
Это «Морозко». Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла её работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренёк Иванушка. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун превратил его в медведя. И Настеньке, и Иванушке пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник - дедушка Морозко.
Мастерство режиссера Роу, создателя жанра киносказки, признано во всем мире. Даже Стивен Спилберг воздает дань его волшебным сказкам и уверяет, что фильм «Морозко» был предтечей многих киношедевров Голливуда.
Много лет в Чехословакии, теперь - в Чехии, эту сказку показывают по телевидению на Новый год, она стала своего рода культом новогоднего праздника, примерно как в России фильм "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".
В 1965 г. фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции.
Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра.
Заслуженный деятель искусств России, народный артист РСФСР, Роу стал таким же атрибутом нашего детства, как бабушкины пирожки, диапроектор или игра в казаки-разбойники. Мы сбегались со всех концов двора к телевизору, чтобы посмотреть очередной выпуск «В гостях у сказки», где обязательно показывали сказки Александра Роу. И мы тогда еще не отдавали себе отчет в том, что эти сказки учили нас всему самому доброму, светлому и красивому в жизни. Желаю вам в веселые зимние каникулы перечитать эти замечательные сказки и пересмотреть детские фильмы-сказки.