«У властей на повестке дня не стоят реформы и изменение системы, в повестке дня — дерибан! Последней умирает надежда, и она умерла… В дальнейшем не вижу смысла находиться в такой провластной коалиции и своим присутствием легализовать вышеуказанный дерибан», — заявил Бублик.
Большинство распалось
После парламентских выборов 2014 года в состав пропрезидентской коалиции «Европейская Украина» вошли пять фракций: Народный фронт экс-премьера Арсения Яценюка, Блок Петра Порошенко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, Радикальная партия Олега Ляшко и «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Стороны подписали коалиционное соглашение, но проработали вместе недолго. В сентябре 2015 года большинство покинула Радикальная партия, а Ляшко заявил, что его предложения не учитывались при формировании правительства.
В феврале 2016 года примеру радикала последовали «Батькивщина» и «Самопомощь». «Руководство партии «Объединение «Самопомощь» постановило признать невозможным дальнейшее пребывание «Объединения „Самопомощь“ в союзе с политическими силами, которые стали участниками олигархического переворота в парламенте, и прекратить участие в парламентской коалиции», — говорилось в официальном заявлении политической силы.
Источник RT во фракции «Народный фронт» сообщил, что бывшие союзники по парламенту опасались возможного падения рейтинга:
«За полтора года национальная валюта девальвировала с 8 до 24 гривен за доллар, цены в магазинах выросли на 30%, тарифы на коммунальные услуги — вдвое. Отношение украинцев к руководству страны стало меняться».
Удержать большинство парламентариев призывали лидеры ЕС, а бывший вице-президент США Джозеф Байден во время регулярных поездок на Украину неоднократно заявлял о необходимости сохранить единство. Опасения западных партнёров Украины понятны: распад коалиции может привести к проведению досрочных выборов Верховной рады, новый состав которой будет кардинально отличаться от нынешнего. По данным опроса социологической группы «Рейтинг», в декабре 2016 года в случае перевыборов в Раду проходили пять партий: «Батькивщина» (9,8%), Блок Петра Порошенко (7,2%), Оппозиционный блок (7%), Радикальная партия (5,1%) и «Самопомощь» (5%).
«В этом случае Пётр Порошенко потеряет влияние на Верховную Раду, а новым премьер-министром может стать лидер „Батькивщины“ Юлия Тимошенко», — говорит источник RT в Блоке Петра Порошенко.
Выборы реальны
Зимой прошлого года большинство всё же удалось сохранить. В состав коалиции вошли Блок Петра Порошенко, Народный фронт, а также несколько депутатов-мажоритарщиков.
«Создание и распад коалиции — это не только политические позиции, но и юридический формат… По состоянию на сегодня под соглашением есть более 226 подписей. Сегодня юридически коалиция существует… и продолжает действовать», — заявил в феврале прошлого года спикер парламента Андрей Парубий. Но соглашение так и не было представлено на всеобщее обозрение.
Создание нового большинства не помогло парламенту включиться в активную работу. Это связано с хромающей дисциплиной в обеих фракциях, депутаты которых не всегда приходят на заседание парламента, а также внутренними противоречиями. Скажем, бывшие журналисты, а сейчас депутаты от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко и Мустафа Найем не скрывают, что не поддерживают львиную долю законопроектов и назначений большинства.
Например, за назначения Владимира Гройсмана премьер-министром Украины в апреле прошлого года проголосовали только 206 депутатов коалиции. Дополнительно 12 голосов предоставили внефракционные депутаты, 23 — депутаты группы «Видродження», 16 — депутаты группы «Воля народа». Чтобы получить голоса депутатов, приходится договариваться.
«В общей сложности в Раде продают свои голоса в индивидуальном порядке около 70 депутатов. По знаковым голосованиям цена их голоса варьируется от $20 до $100 тыс. в зависимости от личности депутата, — рассказывал в интервью украинскому изданию „Страна“ беглый депутат и крупный украинский бизнесмен Александр Онищенко. — По каждому отдельному случаю нужно торговаться, чем я, собственно, и занимался на протяжении нескольких лет работы с командой Порошенко. Торговался и организовывал коммерческие голосования в пользу президента. Тратил по большей части свои деньги, а чуть позже — деньги, которые мне передавали по указанию Порошенко».
Постепенный выход народных депутатов из коалиции увеличивает шансы на проведение досрочных выборов в парламент.
«Эта возможность рассматривается во второй половине года», — говорит источник RT в Администрации президента Украины.
Но на такой шаг Пётр Порошенко готов пойти только в крайнем случае, таком, как, например, выход украинцев на новые массовые акции протеста. Пока же ситуацию удаётся удерживать под контролем.