Язык от Киева уведёт, разорвёт Украину
33 народных депутата, представляющих фракции БПП, «Народный фронт» и «Самопомощь», внесли 19 января в Верховную раду законопроект № 5670 «О государственном языке». Если кратко, то его суть — проведение тотальной украинизации.
По идее авторов государственный язык должен стать повсеместным: не только в официальных и общественных сферах жизни, но и в СМИ, быту.
Законопроект содержит норму о том, что «попытки введения в Украине официального многоязычия» предполагают уголовную ответственность за «насильственную смену или свержение конституционного строя».
Весьма интересна и пояснительная записка к законопроекту – её стоит рассмотреть подробно.
1. Обоснование необходимости принятия проекта закона.
— «Согласно статье 10 конституции Украины государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины…»
Всё верно. Но в этой 10-й статье есть и другие положения, которые авторы в упор не увидели: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».
— «Граждане Украины должны владеть украинским языком как языком своего гражданства и использовать его в сферах публичного общения. При этом каждый гражданин Украины свободен в выборе языка или языков в частном общении».
А чем отличается публичное общение от частного? Где, кроме своей квартиры, граждане могут говорить не на украинском языке?
— «Государственный язык является неотъемлемым атрибутом конституционного строя государства и выполняет национально формирующую функцию …использование языков национальных меньшинств является одним из элементов обеспечения культурных и языковых прав национальных меньшинств. Пример других государств (Литва, Латвия, Эстония, Хорватия, Польша, Франция, Венгрия и др.) подтверждает то, что государственный язык имеет отдельный статус, который регулируется отдельным законом, а применение языков национальных меньшинств происходит в рамках защиты прав национальных меньшинств – носителей таких языков».
Так эти «реформаторы» от языка как раз и собираются отнять у национальных меньшинств право общаться, учиться, получать информацию на своём родном языке! А почему им не взять за пример языковую политику таких стран, как Бельгия, Канада, Швейцария, Финляндия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Ирландия, Испания, Люксембург, Афганистан, Казахстан, Сингапур, Новая Зеландия и многих других…
И почему в нацменьшинства авторы записали более половины населения Украины, считающих родным языком русский.
2. Задачи проекта закона.
— «Утверждение украинского языка как языка межэтнического общения и взаимопонимания в Украине».
Может, люди сами разберутся, как им общаться? К чему это принуждение, порождающее противодействие?
— «Функционирование государственного языка как инструмента объединения украинского общества, средства укрепления государственного единства и территориальной целостности Украины, ее независимой государственности и национальной безопасности».
Фантастика, а если проще — продолжение идиотской политики киевского режима.
— «Применение украинского языка как государственного на всей территории Украины во всех сферах общественной жизни».
Так на других языках всё-таки разговаривать обществу будет нельзя!
— «Поддержка украинского языка путём содействия совершенному владению украинским языком гражданами Украины; предотвращения вульгаризации украинского языка и смешивания его с другими языками».
А зачем ВСЕМ гражданам знать украинский в совершенстве? Или это относится к депутатам, министрам, чиновникам, говорящим исключительно на суржике?
— «Распространение украинского языка в мире».
Смешно… Уже 25 лет разрабатывается стандарт по украинскому языку как иностранному языку.
Итак, главная теза авторов состоит в том, что украинский язык необходимо защищать, притом специальным законом и на государственном уровне, иначе он… исчезнет.
Непонятно.
Есть современные языки, на которых говорят пару сотен человек, и они живы!
А как же может умереть мова, на которой розмовляють несколько десятков миллионов человек (и не только в Украине)?
Почему депутаты позволяют себе оскорблять украинский язык, считая его настолько слабым, несамодостаточным, беззащитным, что ему нужна такая мощная и обязательно репрессивная государственная поддержка?
3. Общая характеристика и основные положения проекта закона.
— «Этот проект закона направлен на регулирование порядка применения украинского языка как государственного в публичных сферах общественной жизни. Действие этого закона не будет распространяться на язык религиозных обрядов и на сферу приватного общения между лицами».
Т.е. авторы хотят заставить всех говорить на украинском, кроме как в церкви и на кухне. Демократия на марше.
4. Состояние нормативно-правовой базы.
— «Закон Украины “Об основах государственной языковой политики” противоречит статье 10 Конституции Украины. Отсутствие законодательства, обеспечивающего функционирование и защиту украинского языка как государственного, является угрозой для прав и свобод человека в Украине, для национальной безопасности и территориальной целостности государства».
Вот оно оказывается что! Мы-то думали, что граждан страны собираются насильственно украинизировать, а на самом деле речь о государственной безопасности и целостности страны!
И то правда – как их обеспечить, если не все и не везде говорят на мове?!
Ну и о каких правах и свободах человека, не говорящего на госязыке, можно вести речь?
Далее авторы за уши притягивают разнообразные факты и цитаты, подтверждающие срочность и необходимость принятия их рацпредложения.
Ну а то, что предложенный ими проект как раз и противоречит той самой статье 10 Конституции Украины, на которую они постоянно ссылаются, они в упор не хотят видеть. И то верно: государство в опасности! Не до объективности.
Кстати, закон «Об основах государственной языковой политики», который не даёт нардепам спокойно жить, был принят 3 июля 2012 года.
По нему русский язык получил статус регионального там, где на нём говорят хотя бы 10% населения.
После принятия закона Одесский, Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы, Одесский, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы приняли решение о признании русского языка региональным. Береговский городской совет Закарпатской области принял решение о предоставлении венгерскому языку статуса регионального.
Сразу после госпереворота на первом же заседании 24 февраля 2014 года Верховная рада отменила этот закон. Правда, даже узурпатор власти Александр Турчинов (тогдашний спикер ВР и антиконституционный и.о. президента) не решился подписать этот документ. Сейчас иск по поводу этого закона рассматривается в Конституционном суде. Но зачем нынешней Верховной раде решение Конституционного суда?
Но именно тогда эта неудавшаяся попытка урезать права русскоязычного населения и спровоцировала массовые протесты в Крыму и Донбассе.
У депутатов такая короткая память?
Видимо, они надеются на то, что реакция у людей будет, например, как в случае с обязательным дубляжом фильмов на украинский язык: мол, побузят месячишко, а потом успокоятся. Но сколько зрителей потеряли на этом украинские кинотеатры, реформаторы вряд ли захотят назвать.
5. Финансово-экономическое обоснование.
— «Реализация закона не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета Украины».
А вот это уже откровенная ложь. Проектом предусматривается создание в Украине нового надзорного органа — Института уполномоченного по защите государственного языка, а при нём — 27 языковых инспекторов. Причём эти 28 новых нахлебников бюджета получат весьма обширные права, похлеще, чем у полицейских! Эти чиновники смогут на своё усмотрение штрафовать нарушителей от 1700 до 6800 гривен ($60-240). Представляете, какое широкое поле для коррупции откроется…
6. Прогноз социально-экономических последствий принятия проекта Закона.
— «Принятие этого закона будет способствовать согласию в обществе, утверждению украинского языка как государственного на всей территории Украины во всех сферах общественной жизни, консолидации и развитию украинской нации».
Как говорил Остап Бендер, святая наивность.
* * *
Конечно, вероятность того, что закон будет принят в парламенте, – мала. Чувство самосохранения должно у большинства сработать.
Но, с другой стороны, это ведь уже не первая попытка насильственно украинизировать население страны. Наверное, «патриоты» изучили принцип окон Овертона и действуют соответственно.
Кроме того, как бы ни аргументировали свои потуги авторы, они понимают, что провокационный закон вызовет активный протест не только в стране.
Например, он противоречит языковой политике Евросоюза (хартии региональных языков), частью которого некоторые в Украине по-прежнему наивно продолжают себя считать.
Кстати, уже крайне заволновались по поводу проекта в Венгрии – обещают всячески защитить своих в Закарпатье.
Но основная мишень авторов, разумеется, вовсе не венгры и не русины, а именно русскоговорящие, составляющие половину населения страны.
* * *
Кроме прочего, эта очередная громкая шумиха должна отвлечь внимание украинцев от платёжек с гигантскими числами, провала т.н. реформ, невыполнения минских соглашений, скандала с Пашинским, беспредела на улицах, общим недовольством президентом и премьером, и т.д, и т.п.
И если власть на словах против досрочных выборов, то на деле спешит занять нишу радикального патриотизма. И как только начнёт стихать эта шумиха, снова достанут из рукава страшилку про введение визового режима с Россией или очередной всеобъемлющей блокаде Донбасса… Обещаниями про безвизовый режим народ уже сыт выше ушей и на них уже не реагирует…
А депутатам-«патриотам» остаётся напомнить крылатую фразу Григория Сковороды: «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек!»