Тем не менее к 2008 г., когда НАТО взяла на себя обязательство расширить свое членство в бывших советских республиках, таких как Украина и Грузия, Россия восстановила большую часть своей экономической и военной мощи благодаря высоким ценам на нефть и укреплению политической власти президента Владимира Путина.
После вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. Москва продемонстрировала готовность осуществлять военное вмешательство в дела союзника НАТО.
"Перезагрузка" Обамы
Когда президент США Барак Обама вступил в должность в 2009 г., перед ним встал вопрос о том, как реагировать на господствующую в то время Россию на фоне дорогостоящей войны на Ближнем Востоке и экономики ослабленной кризисом 2008 г.
Одним из основных внешнеполитических направлений его администрации стало сокращение военного присутствия США в Ираке и Афганистане, чтобы сосредоточить внимание и ресурсы на других регионах мира, в том числе Евразии. США начали политику "перезагрузки" отношений с Россией в надежде на улучшение дипломатических отношений в результате войны в Грузии.
И вначале обе страны согласились сократить свои ядерные арсеналы. Однако подъем России продолжился. В 2010 г. стало очевидным растущее влияние России на Украине, когда на выборах победил пророссийский кандидат в президенты Виктор Янукович. В том же году Россия основала Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, который стал ядром Евразийского экономического союза.
Поддержка США российской оппозиции помогла разжечь массовые протесты против Кремля в 2011 и 2012 гг. К концу первого срока Обамы все попытки провалились, так как Россия не только поставила под сомнение позицию Запада в Евразии, но и включилась в гражданскую войну в Сирии.
Поворотным моментом в американо-российских отношениях стало восстание в феврале 2014 г. на Украине. США потворствовали протестам, которые привели к свержению правительства Януковича, ставшему стратегическим поражением Москвы. В глазах Запада Россия оказалась слишком сильной. Поддержка Вашингтоном этого восстания и воцарение прозападного правительства в Киеве возвестили возрождение политики сдерживания.
После вхождения Крыма в состав России и резкого обострения ситуации на востоке Украины все стало только хуже.
США и ЕС ввели экономические санкции против России. Словом, США вновь взяли курс на политику сдерживания, которая лишь усилилась в последние годы президентства Обамы, когда США нарастили военную мощь в странах НАТО в Восточной Европе, увеличили политическую поддержку Украины и активизировали конкуренцию с Россией в Сирии.
Изменит ли что-нибудь Дональд Трамп?
Теперь, когда Трамп официально вступил в должность, динамика отношений Вашингтона с Москвой может измениться. Во время своей кампании Трамп неоднократно подчеркивал необходимость более тесного сотрудничества с Россией в сирийском конфликте, критиковал санкции против России.
Трамп добавил, что США должны прийти на помощь своим союзникам НАТО, только если те выполнят свои обязательства в отношении расходов на оборону. Также он заявил, что поддержка Украины не должна быть главным приоритетом США. Он даже намекнул, что США могут ослабить санкции против России в обмен на сделку по сокращению ядерного вооружения.
Однако, помимо самого Трампа, стоит еще учитывать состав кабинета министров. Так, будущий госсекретарь США Рекс Тиллерсон и министр обороны США Джеймс Мэттис гораздо жестче настроены по отношению к России, чем Трамп.
Тиллерсон, с его многолетним опытом в отношениях с Россией в качестве бывшего гендиректора ExxonMobil, заявил сенаторам, что "союзники по НАТО встревожены возрождающейся Россией" и критикуют администрацию Обамы за слишком мягкую позицию по отношению к Москве. Мэттис заявил, что поддерживает военное присутствие США в странах Балтии.
Трамп может столкнуться с противодействием своим попыткам занять примирительную позицию в отношении России. Конечно, он может подписать приказы о снятии ряда санкций в отношении России, но, учитывая ряд насущных проблем, связанных с вопросами торговли, он может быть не готов тратить свой политический капитал на такие шаги в самом начале своего президентства.
После референдума Brexit у России есть еще один шанс, чтобы восстановиться после своих стратегических неудач и вернуть себе влияние в евразийском регионе в предстоящем году.
Там уже наблюдаются все признаки российского возрождения в последние месяцы, активизирующиеся действия Москвы угрожают интересам США в Евразии, на Ближнем Востоке и в других регионах.
Поэтому опасения со стороны ряда стран по поводу того, что соглашение между США и Россией уже находится в стадии разработки, несколько преувеличены. Связи между Вашингтоном и Москвой, безусловно, будут развиваться во время президентства Трампа.
Несомненно, будут иметь место некоторые тактические сдвиги, в том числе корректировки санкций США. Однако политика сдерживания по-прежнему в силе. И пока она будет превалировать в стратегии США.
Ссылка