СТАНИСЛАВ ИВАШКЕВИЧ, корреспондент «Белсат»: Газовое соглашение — версия двадцатая. Этим порядковым номером вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко обозначил очередной протокол, разработанный на прошлой неделе на переговорах с его российским коллегой Аркадием Дворковичем. Теперь документ ждёт одобрения в Москве.
Семашко надеется, что соглашение может быть подписано на следующей неделе. Но Дворкович отмечает, что стороны только сблизили позиции, но консенсуса в спорных вопросах до сих пор нет.
АРТЁМ ШРАЙБМАН, политический обозреватель: В отличие от всех предыдущих конфликтов сейчас ни одна сторона не готова идти на уступки. Белоруссия — просто потому, что не очень есть деньги на это. А Россия — потому, что она очень сильно разочарована поведением Белоруссии, в том числе на международной арене.
В ответ на недоплаты Минска за газ Россия сократила в прошлом году поставки нефти в нашу страну до 20%. Правда, на недоплатах за газ Минск пока выигрывает вдвое больше, чем теряет на недопоставках нефти. Но Россия применяет и ряд других инструментов.
ВАДИМ ИОСУБ, старший аналитик «Альпари»: Периодические запреты на поставку мяса из Белоруссии, из последних новостей — запрет на транзит через Белоруссию африканских овощей и фруктов. То есть полный набор различных торговых товарных войн.
Сегодня же прокремлевский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты опроса, согласно которому более половины россиян выступают против того, чтобы субсидировать газ для Белоруссии, а почти 80% восточных соседей — за то, чтобы отгородиться от нас визовым режимом. Правда, издание «Наша нива» отмечает манипулятивную формулировку вопросов. Но политический обозреватель портала TYT.BY Артём Шрайбман полагает, что настроения россиян, отражённые в этом опросе, на самом деле присутствуют.
АРТЁМ ШРАЙБМАН: В последние месяцы участились на российском телевидении такие антибелорусские сюжеты, в которых этот месседж, что хватит кормить Белоруссию, — они проходят практически центральной идеей.
А удалось ли белорусским государственным СМИ таким же образом склонить наших граждан на сторону официального Минска? Про то, на чьей стороне правда в нефтегазовой войне, мы спросили у жителей Минска.
ЖИТЕЛЬ МИНСКА: Ну, наверно, в чём-то мы провинились, виноваты.
ЖИТЕЛЬ МИНСКА: А мне кажется, такая ситуация: кто владеет, тот и прав.
ЖИТЕЛЬ МИНСКА: Я вообще считаю, что это единый народ, единая страна, и сегодня опять же это все амбиции определённых людей.
ЖИТЕЛЬНИЦА МИНСКА: С Россией никогда толку не будет. Потому что Россия — это… Ну Орда, она и была Орда, и будет, и всё. А мы — все-таки Европа.
На фоне снижения поставок российской нефти белорусские нефтеперерабатывающие заводы заказали себе пробные 80 тысяч тонн иранской нефти — для доставки по морю, сообщило сегодня агентство Reuters. Специалисты констатируют: в результате так называемого налогового манёвра в России нефтяная субсидия, которую мы получаем от нашей российской соседки, уменьшилась за последние годы в разы, а Иран сейчас продаёт сырье дешевле рыночной стоимости. Поэтому частичный отказ от российской нефти хотя и сократит бюджетные поступления нашей страны, но не обязательно будет убыточным.
Станислав Ивашкевич, Минск.