Ни одна унция золота, хранящегося там, не принадлежит Федрезерву. Почти все это золото находится в собственности иностранных правительств и центральных банков.
Такое положение вещей сохранялось с момента окончания Второй Мировой войны, когда европейские правительства возжелали хранить свое золото за морем, подальше от Советского Союза.
В знак уважения к иностранным правительствам и центральным банкам Федрезерв хранил их золото в течение 70-ти с лишнем лет задаром.
Даже после того, как Советский Союз рухнул, большинство правительств решили оставить на хранении свое золото в Нью-Йорке.
Потому что так было безопасно. Америка была богатым, внушающим доверие союзником. Зачем подвергать себя излишним беспокойствам?
С тех пор прошло несколько десятилетий, и мир изменился до неузнаваемости.
Американское правительство залезло по уши в долги. Оно несколько раз было поймано на шпионаже против своих союзников. И теперь оно ведет себя гораздо менее предсказуемо, чем когда-либо ранее.
Германия оказалась среди тех, кто первые появились у дверей Нью-Йоркского сейфа.
В 2013 году немецкое правительство объявило, что вернет на родину как минимум половину золотых резервов страны (которые занимают второе место в мире по размеру) к концу 2020 года.
Они справляются с поставленной задачей с опережением графика.
В конце прошлой недели немецкое правительство перевезло золото на сумму $13 млрд. из Нью-Йорка во Франкфурт.
Сделав эту поставку, Германия вплотную приблизилась к поставленной цели почти на четыре года раньше планируемой даты.
И их легко понять.
Глобальная финансовая система может существовать только на фундаменте абсолютного доверия.
Если у вас есть брокерский счет, вы, вероятно, удивитесь, узнав, что вообще-то вы не владеете ни единой акцией, из всех тех, что есть в вашем портфеле.
Когда вы заходите в свой аккаунт и покупаете, скажем, акции Apple, брокерская контора, как правило, регистрирует эти акции на свое, а не ваше имя.
Компания Apple и понятия не имеет, кто вы такой. Акции фактически принадлежат вашему брокеру, а значит они являются его активом, а не вашим.
Таким образом, вы оказываете очень большое доверие абсолютному незнакомцу.
То же самое происходит, когда вы кладете деньги на депозит в вашем банке. После этой операции вы — уже больше не владелец этих денег, они переходят в собственность банка.
Банк, в свою очередь, использует ваши накопления, выдавая кредиты и покупая облигации, то есть передает ваши сбережения в руки других групп людей.
Так и работает финансовая система; ваши деньги передаются от одних людей к другим людям, которые называются “контрагентами”, и именно они стоят между вами и вашими сбережениями.
“Риск контрагента” – это риск того, что что-то пойдет не так у одного из большого количества контрагентов, составляющих последовательную цепочку.
Представьте, что вы вносите деньги на депозит в X.
X инвестирует ваши деньги в Y. Y вносит деньги на депозит в Z.
Если что-нибудь пойдет не так у Z, то ваши деньги пропали.
Такова природа риска контрагента. Кто-то стоящий далеко в последовательной цепочке может стать причиной серьезных последствий для всех остальных.
Сейчас подобный сценарий не является проблемой. Когда система функционирует нормально, институциональный риск контрагента низок.
Но риск контрагента становится проблемой, и быстро, когда система перестает работать нормально.
Мы видели подобное развитие ситуации во время финансового кризиса в 2008 году. Как только один банк ушел под воду, за ним последовало большое количество других банков.
Никто и никогда не задумывается о риске контрагента до тех пор, пока эта проблема не становится очевидной… но к тому времени становится слишком поздно.
Простой способ снизить этот риск заключается в уменьшении количества контрагентов.
Германия оказала большое доверие правительству США и их центральному банку, позволив хранить свое золото.
Но теперь мы видим очевидные признаки того, что Дядя Сэм уже не такой надежный партнер, каким он был ранее.
Германия отнюдь не порвала все связи с США; они до сих пор хранят небольшую часть их золота в Америке.
Но они предприняли серьезный шаг, чтобы уменьшить риск их контрагента, который без сомнений является банкротом.
Вы можете сделать похожий шаг; именно поэтому мы постоянно обсуждаем важность хранения физического кэша.
Если у вас есть физический кэш, значит вы избавились от тех, кто стоит между вами и, по крайней мере, частью ваших сбережений.
Когда вы исключаете контрагента, вы исключаете и риск, который его сопровождает.
Обладание некоторым количеством наличных означает, что, если банковская система столкнется с серьезным кризисом, то вы у вас будут деньги на неотложные нужды, и эти деньги не будут подвергаться риску.
Но даже если ничего и не случится… даже если банковская система больше никогда в будущем не испытает и малейшей проблемы… вы не потеряете ничего, если у вас будет некоторое количество наличных.