21 февраля министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу выступил в МГИМО на открытии Всероссийского молодёжного форума с программной речью. Он сказал: «Отношения между государствами становятся все более напряженными. Обостряется борьба за обладание ресурсами и контролем над маршрутами их транспортировки. Попытки Запада во главе с США затормозить процесс становления нового и более справедливого мироустройства ведут к нарастанию хаоса, анархии и встречают отторжение со стороны многих государств…
Военная сила становится главным инструментом решения международных проблем. Серьезным фактором является угроза международного терроризма. Все чаще информационное пространство используется экстремистами для распространения своих идей и вербовки новых членов террористических группировок… В этих условиях необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов для продвижения и защиты национальных интересов, укрепления обороны нашей страны…»
А на следующий день, вступая 22 февраля в Государственной Думе, Шойгу объявил о создании нового рода войск – «войск информационных операций». Он заявил: «Новые войска гораздо эффективнее и сильнее того управления, которое называлось контрпропагандой. Пропаганда должна быть умной, грамотной и эффективной…»
Генерал Шаманов, председатель думского комитета по обороне, разъяснил слова своего бывшего начальника так: «Войска информационной обороны смогут решать задачи кибератак. Сегодня ряд вызовов перенесены в так называемую киберсферу, и, по существу, сегодня идет информационное противоборство как составная часть общего противоборства. Исходя из этого, Россия предприняла усилия по формированию структур, которые этим делом занимаются».
То есть в наших новых войсках предусмотрено соединение возможностей кибервойны с информационной войной, компьютерных взломов и радиоэлектронной борьбы с пропагандой и агитацией. Переоценить значение этой новости невозможно: по словам Шойгу и Шаманова выходит, что в российских Вооруженных силах – впервые в мире – создан беспрецедентный по своей эффективности гибрид хакеров с агитаторами!
И гибрид этот, особенно на фоне западной истерии о «вмешательстве русских в американские (французские, немецкие и т.д.) выборы» - безусловно, вызовет на Западе новую волну криков и стонов о «русской агрессии», «гибридной войне» и «коварстве Путина».
Если же кратко перевести всё вышесказанное на обычный язык, получится, что Шойгу предупредил Запад примерно так: «Всё, ребята! Нормальных слов вы не понимаете. Поэтому шутки кончились: отныне военная сила – наш главный аргумент!»
Больной скорее мерты, чем жив...
Тем временем Вашингтон лихорадит всё сильнее. Государственная машина США скрипит и стонет, её важнейшие шестерёнки ведут междоусобную политическую борьбу не на жизнь, а на смерть. Крупнейшие американские (да что американские – мировые) СМИ лупят по Трампу «из всех стволов», не стесняясь в выражениях. Си-Эн-Эн, Нью-Йорк Таймс и множество других изданий превратились в этакое коллективное «Эхо Москвы», только вместо «кровавой гэбни» у них выступает администрация президента США, а вместо «темнейшего» всегда-везде-во-всем-виноватого Путина – Дональд Трамп.
Вот лишь пара примеров за последние 10 дней: Международный американско-британский журнал «Уик» пишет: «Президент Трамп, воображающий себя деловым и таким же жестким лидером, как Путин, — на самом деле глупее всех остальных американских президентов. Он думает, что сможет договориться с Путиным. Он думает, что русские помогут Америке в борьбе с исламским терроризмом. Но это дурацкие мысли. И наш президент — дурак…»
А португальская «Публико» в статье «Американский локомотив сошёл с рельсов» утверждает: «Параллели между Трампом и Гитлером уже стали общим местом. Но его можно сравнить не только с Гитлером, но и со Сталиным. Есть одна ключевая деталь, которая делает Трампа похожим на Сталина: никто не знает точно, чего он хочет.
Никто не может объяснить смысл его слов. Любые отношения с Трампом непременно оборачиваются попытками угадывания, которые предпринимаются сначала его помощниками в Белом доме, потом Конгрессом и судьями, а затем распространяются в среде журналистов и комментаторов. В конце концов догадками мучается каждый отдельный гражданин и житель США. Но весь мир не может ждать, пока американцы поставят свой локомотив на рельсы…»
Причем тут Сталин – понять невозможно, но посыл статьи предельно ясен: Трамп ужасен, непредсказуем, некомпетентен, неуправляем…
Но антитрамповское безумие СМИ – это лишь полбеды. Вторая и главная её половина заключается в том, что внутри собственной администрации Трампа засела огромная «пятая колонна», по сравнению с которой наши либералы просто дети. Ибо возглавляют её – крупнейшие спецслужбы США, такие как ЦРУ, ФБР и т.д.
Судите сами. Нашумевшая отставка помощника Трампа по нацбезопасности Майкла Флинна (которая состоялась через 3 недели после его назначения на эту ключевую должность) произошла из-за того, что представители ФБР, по сути дела, шантажировали Трампа, угрожая, что обнародуют результаты тайной прослушки телефонной беседы Флинна с послом России Сергеем Кисляком.
А утечки в прессу содержания телефонных разговоров Трампа с лидерами России, Австралии, Канады?! Это же совершенно беспрецедентно! Содержание таких переговоров должно являться государственной тайной, охраняемой строже, чем все ядерные секреты вместе взятые.
И вот, извольте: те самые чиновники администрации, которые должны эту тайну охранять, ничтоже сумняшеся сливают её в СМИ!
Похоже, Америка пошла вразнос.
Кстати, внутри страны это многие понимают. Издание «Дэйли Коллэр» цитирует ветеранов спецслужб:
Полковник Джеймс Воришак – 30 лет службы в военной разведке и Совете национальной безопасности: «Еще никогда не приходилось видеть, чтобы разведслужбы в таких масштабах использовали разведывательный аппарат и специальную тактику в политических целях против сотрудника действующей администрации».
Фредерик Растмен – 24 года работы в руководстве элитного подразделения службы скрытых операций ЦРУ: «Клинки обнажены. Пресса с помощью утечек из спецслужб поставила задачу сместить Трампа. Не удивлюсь, если эта вендетта не даст Трампу досидеть до конца своего первого срока. История с Флинном – это просто вендетта».
В издании таких цитат много больше, но нам хватит, думаю, и этих двух.
Сумеет ли Трамп предотвратить развал? Сумеет ли он реализовать свою политическую стратегию? Да и есть ли она у него? Всё это сегодня – вопросы без ответов.
Да, он – удачный бизнесмен. И своим госсекретарём он поставил Рекса Тиллерсона – ещё одного удачливого бизнесмена. Но во всем мире большой бизнес и большая политика – очень разные, хотя и тесно переплетённые вещи. От человека они зачастую требуют совсем разных знаний, умений и талантов. История России, например, не знает ни одного случая удачного перехода из бизнеса в политику.
Правда, США – это не совсем государство. Это, скорее, совместное предприятие, гигантская финансово-промышленная корпорация. Пока прибыли этой корпорации росли, всё было нормально. Но как только рост прекратился – а покупательная способность средней американской зарплаты по основным группам товаров сегодня откатилась до уровня 1957 года – обнажились все внутренние противоречия. И выживет ли совместное предприятие «Соединенные Штаты Америки» в новых условиях – пока непонятно….
Вашингтон в прицеле, полет нормальный...
Но вернемся к «невидимым» русским ракетам, с которых мы начали эту статью. Сколько этих ракет Москва уже развернула и где – генералы в Пентагоне не знают. Более того – не знают, как это узнать!
Долгое время Вашингтон скрывал свой провал от американской общественности. Все данные о новых русских сверхракетах лежали в недрах Пентагона под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда военные чиновники далеко не первого ранга что-то робко и невнятно заявляли о том, что русские-де нарушают некоторые договорённости, и мы им этого, конечно, не простим…
Но вот, наконец, тайное стало явным! 14 февраля 2017 года одна из самых влиятельных газет США, The New York Times, опубликовала статью, в которой со ссылкой на высокопоставленных представителей американской администрации утверждалось, что Россия в нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности, якобы развернула наземные пусковые установки стратегических крылатых ракет. Это сообщение The New York Times тут же перепечатали многие западные средства массовой информации. А среди профессиональных натовских русофобов оно вызвало настоящую панику.
Так, польское военное обозрение Defence24 заявило: «Сообщения о том, что российская армия проводит испытания новых крылатых ракет наземного базирования, уже попадали в печать в 2014 и 2015 годах. Тревогу следовало бить уже тогда. Однако этого не произошло потому, что это стало бы доказательством неэффективности администрации президента Барака Обамы.
Теперь ясно, что в российских вооруженных силах появились передвижные ракетные установки с ракетами дальностью более 2000 км. Американские военные это знали. Но в США стараются смягчить ситуацию, сознательно преуменьшая количество ракетных установок, появившихся в российской армии. Самоходные пусковые установки крылатых ракет могут уже находиться в Крыму, в Калининградской области и даже в Сирии, а не только в Центральной России…»
Западные стратеги волнуются не зря. Действительно, Россия сделала мощный рывок в создании крылатых ракет нового поколения. И Москва этого почти не скрывает. В первую очередь речь идёт о дальнобойной крылатой ракете 9М729, разработанной екатеринбургским конструкторским бюро «Новатор» для ракетного комплекса 9К720 «Искандер-М».
До последнего времени в комплексе «Искандер-М» использовались несколько модификаций баллистических ракет и крылатая ракета 9М728, официальная дальность которых не превышает 500 километров. И вот теперь на вооружение комплекса поступила новая дальнобойная ракета 9М729, которая, скорее всего, является наземным вариантом знаменитой ракеты морского базирования «Калибр», которая в ядерном варианте способна поразить цель на дальности до 2600 километров.
Впрочем, некоторые эксперты считают 9М729 наземным вариантом крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, дальность которой и вовсе достигает 5 500 км. Как бы то ни было, московский Государственный научно-исследовательский институт приборостроения, отвечающий за создание системы управления данных ракет, ещё в 2015 году заявил о «завершении государственных испытаний ракеты 9М729 и её усовершенствованного варианта».
Да, вот ещё что… Для полноты картины надо сказать ещё об одной важной особенности новых русских крылатых ракет. Они легко могут размещаться в стандартном грузовом контейнере. В одном таком контейнере помещается пакет из 4-х ракет, в другом – командный центр с аппаратурой управления.
Миллионы таких контейнеров непрерывно путешествуют по всему миру. Они в огромных количествах перевозятся морскими судами, железнодорожным и автомобильным транспортом. И каждый из этих контейнеров теперь может содержать в себе смертельную начинку из наших стратегических крылатых ракет, способных на дальности в несколько тысяч километров поразить любую вражескую цель.
Кто знает, где, на каких складах, в каких портах и странах уже лежат такие ракетные контейнеры, ожидая заветной команды на развёртывание и применение? В Сирии? А может, на Кубе? Ведь от Гаваны до Вашингтона всего 1820 километров, и спрятанные в контейнерах «Калибры» легко могут преодолеть это расстояние за пару часов. Кто может с уверенностью сказать, что решил по этому поводу Путин в своём кремлёвском кабинете? В любом случае, Пентагоновским генералам и натовским стратегам теперь есть о чём задуматься…
Да, всё это, конечно, нарушает договор о ракетах средней и меньшей дальности (т.н. Договор РСМД), подписанный с Америкой ещё Советским Союзом в 1987 году. Согласно этому договору, ни Россия, ни США не могут разрабатывать, испытывать, производить и развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с максимальной дальностью от 500 до 5 500 км.
Этот договор бессрочный, но реальных механизмов проверки его соблюдения уже давно нет. Если раньше, вплоть до 2000-го года и мы, и американцы, имели право проводить ежегодно до 20 инспекций на месте, в тех точках на территории друг друга, которые вызывают подозрения, то последние 16 лет любая проверка может осуществляться только «национальными системами наблюдения и разведки», т.е. спутниками из космоса или разведкораблями из нейтральных вод, без права проводить инспекции непосредственно на месте. Понятно, что в таком режиме обнаружить и, более того, доказательно задокументировать наличие крылатых ракет с запрещёнными Договором РСМД характеристиками просто невозможно.
Поняв, что скрывать этот стратегический провал далее бессмысленно, о проблеме в США заговорили на самом высоком уровне. Даже Трамп в недавнем интервью агентству «Рейтерс» заявил, что он крайне озабочен превосходством русских в ядерной сфере и недоволен договором СНВ-3, ограничивающим возможности США в этой области. А вопрос о нарушениях договора РСМД он и вовсе намерен поставить перед Путиным «на первой же встрече». Рискуя, впрочем, получить увесистый пакет встречных обвинений, ибо последние 20 лет Вашингтон не слишком утруждал себя соблюдением международных договоров в области ограничения вооружений.
Что из всего этого получится – неясно. Как говорится, поживём – увидим. А пока пусть западные стратеги в НАТО и США гадают: когда и с какой стороны прилетит к ним «пламенный русский привет» на крыльях ядерного «Калибра» нового поколения…
Константин Душенов