В Киеве ждут наступления ДНР, чтобы удрать на Запад
Власти Украины испугались, что ополченцы накопили достаточно сил для перехода в наступление
Ополченцы Донецкой и Луганской народных республик в любой момент способны захватить территорию всего Донбасса. Об этом в среду, 1 марта, порталу «Обозреватель» рассказал генерал-майор Вооруженных сил Украины (ВСУ), бывший глава миссии Украины при НАТО Петр Гаращук.
«С военной точки зрения, в квазиреспубликах накоплено достаточно военной техники, боеприпасов, личного состава для операции, скажем, ограниченного характера. Целью такой операции может быть захват Луганской и Донецкой областей», — заявил он.
Напомним, ранее глава ДНР Александр Захарченко неоднократно заявлял о том, что ополченцы готовы взять под контроль всю территорию Донецкой области военным путем, если этого не удастся сделать политическими методами.
28 февраля Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов заявил, что украинская армия за месяц «зачистит» территорию Донбасса.
Отметим, что Турчинов далеко не единственный украинский политик, кто в последнее время предрекает «зачистку» Донбасса. 20 февраля министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что Киев вернёт контроль над Донбассом в течение ближайших полутора лет. В конце января о том, что что Киев намерен вернуть неподконтрольную территорию в Донбассе в 2017 году говорил министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Украины Вадим Черныш. Несколькими днями ранее уже упомянутый Арсен Аваков призвал украинских пограничников приготовиться к «деоккупации» Донбасса. В конце прошлого года ту же цифру «возврата» Донбасса — 2017-й год называл заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Георгий Тука.
В этой связи хочется понять, насколько оправданы опасения украинского генерала, и, в то же время, с чем связаны постоянные обещания украинских политиков и военных «зачистить» Донбасс в кратчайшие сроки?
По словам помощника начальника штаба 4РШБ Александра «Варяга» Матюшина, Донецкая республика имеет достаточно сил для того, чтобы освободить свои территории.
— Как показывает опыт Иловайского, Дебальцевского котлов и донецкого аэропорта, мы имеем достаточно силы, чтобы освободить свои территории, мы накопили достаточно техники, наши войска имеют очень высокий боевой уровень. К сожалению, пока не хватает политической воли руководства, чтобы отринуть минские соглашения и перейти в наступление.
Для чего нужны эти минские соглашения — нам совершенно не ясно. Ибо это какая-то долгосрочная геополитическая стратегия, либо еще что-то. Но в любом случае, войска ДНР всегда готовы освободить Донбасс, откинуть противника за Днепр, за естественные границы Новороссии, до самой Галичины.
— К чему украинский генерал говорит об этом сейчас? Их так напугала национализация, что они всерьез решили, что теперь ДНР выйдет из «Минска»?
— Он говорит об этом потому, что моральный дух украинской армии падает, и это уже стало невозможно скрывать, и, если бы не добровольческие батальоны, война давно бы уже перешла в совсем иную стадию. При этом решительные действия нашего правительства в ответ на блокаду, да и сама блокада — все это указывает на то, что Киев уже не видит для себя иного выхода, кроме полноценной эскалации конфликта, выхода из «Минска» и перехода от позиционной к полномасштабной войне с целью уничтожения молодых республик, их населения по югославскому сценарию, который уже был проработан в 90-е во время операции «Буря» против Сербской Краины.
— Какова по-вашему вероятность того, что Киев решится на полноценное наступление в ближайшее время? Они каждый день почти заявляют, что «освободят» Донбасс в 2017-м году…
— Чем руководствуется Киев, не совсем понятно, но полномасштабные боевые действия могут начаться со дня на день. Все это вопрос времени. Предсказать, когда именно, они могут начать, очень сложно. Из любой искры может разгореться пламя, и начнется полномасштабная война. Любой артобстрел, любая разведка боем может перерасти в полноценные боевые действия, которые неизбежно приведут к образованию новых котлов.
В первую очередь — Авдеевского котла, Мариупольского котла — на юге, Марьинского котла — на юго-западе. В любом случае, Киев потерпит поражение, возникнет новый «Минск-3», по итогам которого мы увеличим территорию, которая будет находиться под нашим контролем.
— При наличии политической воли вполне реально занять всю территорию областей, — уверен писатель-одессит Игорь Немодрук.
— Но, мне кажется, такого приказа не поступает потому, что две области не решают проблемы, нужна Новороссия, как минимум, или вся Украина — как максимум. А Украина ещё не «созрела». Необходимо что бы она дошла до такой точки, что бы даже майданутые встречали нас с чувством облегчения. Думаю, недолго осталось. И национализация предприятий олигарха Ахметова играет в этом плане нам на руку. Олигархи всех достали и тут, и там. А у нас прекрасный пример. Они «Майдан» замутили против олигархов, и у них олигархи у власти. А у «ватников» и «сепаров» получилось то, что они на «Майдане» декларировали.
— Сколько бы теоретически потребовалось времени на занятие областей, и насколько это было бы сложно? Большие будут потери?
— Насчет времени мне сложно сказать. А потери… Опять же всё зависит от ситуации. Вполне возможно, что настанет момент, когда ВСУшники «повернут штыки» на Киев. Или у них с тербатами будет грызня. Или на Украине переворот произойдёт, и ситуация у них пойдёт враздрай, и воевать с нами просто некому будет.
А если идти в наступление сейчас, при нынешней ситуации, то потери, конечно будут.
— Украинские политики и военные в последнее время часто говорят о «деоккупации» Донбасса в 2017-м году. Как, по-вашему, это просто бравада или у них всерьез существует план для операции, наподобие хорватской «Бури»?
— Не думаю, что у них хватит сил на такой план. На бумаге то он может и существует, почему бы и не нарисовать? А вот в жизни его вряд ли получится осуществить. Все их высказывания и заявления в 80% случаев звучат «на публику». И чаще на внутреннюю, чем на внешнюю публику. У них проблем внутри выше крыши. Хунте очень хотелось бы сейчас нашего наступления. Оно бы их очень выручило, даже просто иметь повод смыться на Запад, с наворованными капиталами, с статусом «правительства в изгнании». Это была бы просто сказка для них.
— Мой уровень знания вопроса и понимания ситуации позволяет предположить, что определенные основания для подобного заявления имеются, — говорит политолог Эдуард Попов.
— По крайней мере, в политических кругах обоих республик рассматривалась перспектива освобождения оккупированных Украиной территорий ДНР и ЛНР. В то же время в кругах украинских нацбатов рассматривался вопрос оставления части территорий Донбасса для занятия более удобной линии обороны. К тому же наиболее адекватные украинские военные и добровольцы понимают, что находятся на территории Донбасса в качестве оккупантов: местное население их ненавидит и при первом удобном случае будет оказывать поддержку силам республик. Но, с другой стороны, республики будут до последнего тянуть с освобождением своих территорий, до того времени, пока Украина окончательно не распишется в отказе от Минских соглашений. Полагаю, что в этом году мы должны увидеть то и другое.
— Украинские политики и военные в последнее время часто говорят о «деоккупации» Донбасса в 2017-м году. Как это сочетается с нынешним заявлением украинского генерала о том, что ополченцы выйдут на границы областей?
— Они говорят о скорой «деоккупации» Донбасса начиная с 2014 года. Помнится, тогда они заявляли, что ВСУ способно «освободить» Донбасс за 2−3 недели. Прошло уже 3 года, и теперь уже республики Донбасса ставят ультиматумы Киеву, который оказался между молотом республик и наковальней добробатов и не лояльных частей ВСУ. Правда также и то, что в настоящее время военные силы Украины, сконцентрированные у границ ДНР-ЛНР, в разы сильнее вооруженных сил республик — сильнее в количественном отношении. Но то же самое было и в 2014-м, и в 2015-м, и в начале 2017-го. Новое масштабное наступление Украины приведет к притоку огромного числа добровольцев из России, тех же казаков, которые в большом числе готовы выдвинуться в Донбасс, а также добровольцев из Южной Осетии, Абхазии, других стран. И этот приток добровольцев с боевым опытом и идейно мотивированных быстро изменит военную ситуацию.
Если же, не дай Бог, ВСУ начнут варварскую бомбардировку городов Донбасса в духе Второй мировой войны, тогда, вероятно, станет неизбежным срочное вмешательство России, которая не позволит допустить уничтожения мирных городов Донбасса. Но есть еще один фактор, который не стоит сбрасывать со счетов: сейчас углубляется внутриукраинский раскол. Выгодную президенту-олигарху Порошенко торговлю с республиками Донбасса пытаются остановить не только нацбаты, но и части ВСУ, которые постепенно выходят из подчинения своему «главнокомандующему».
Ещё один показательный пример: полк «Азов», входящий в структуру МВД, ранее выступал против блокады, теперь его боевики в рядах «блокадников». Это решение, я уверен, говорит о том, что «Белый вождь» Билецкий рационально просчитал риски и шансы на победу и сделал ставку на победителей. Поэтому альтернативой новой большой войны в Донбассе может стать бунт военных частей и добробатов. Я уже ссылался на одну интересную публикацию на американском сайте The Greanville Post, в которой сообщалась инсайдерская информация о настроениях внутри ВСУ. Уже в декабре в частях ВСУ, расположенных в зоне «АТО», обсуждались планы вооруженного бунта против режима Порошенко. Солдаты и часть командиров ВСУ с разной долей откровенности говорят о походе на Киев. Этот материал относится к декабрю прошлого года. Нынешние события подтверждают эти настроения и планы. Об этом, в частности, говорили солдаты и офицеры ВСУ в ходе бесед с Надеждой Савченко. Да и само участие подразделений ВСУ в блокаде подтверждает постепенную утрату лояльности правящему режиму, который пришел к власти в результате переворота. Переворот осуществили боевики добробатов. Теперь они чувствуют себя обманутыми и не прочь осуществить новый переворот. Новшество ситуации в том, что теперь их готова поддержать до недавнего времени аполитичная армия.