Существует достаточно расхожий стереотип применительно к Польше, что злой Гитлер и нехороший Сталин напали на робкую, несмелую страну и поделили ее между собой. А Польша, вся такая белая и пушистая, совершенно никому никакой опасности не представляла. Давайте разбираться, что же было на самом деле.
После заключения Версальского договора появился ряд малых стран, и Чемберлен предсказывал, что впоследствии эти страны станут соблазнительными мишенями для их раздела. Это наступило несколько позже, но в тот момент Польша приобрела государственность. Был такой политик и военный деятель, как Юзеф Пилсудский — жесткий, грамотный, агрессивный человек, который оказался во главе этой страны.
Юзеф Пилсудский. Львов, 1920 год
1918 год. Россия. Красный террор. Смута. Начало Гражданской войны. И буквально через несколько месяцев после того, как Польша обрела государственность, она нападает на Советскую Россию. Дальше по ходу действия…
21 апреля 1919 года польские войска занимают Вильнюс. Страны Антанты оставляют Вильнюс Польше. В июле 1919 года в Польшу прибывает 70-тысячная польская армия, которая была создана во Франции и сформирована в значительной степени из поляков, уехавших в свое время в Соединенные Штаты. В августе 1919 года поляки захватывают Минск. В апреле 1920 года Польша заключает союз с украинским националистом Петлюрой. И надо сказать, что Петлюра и ряд других персонажей действуют вместе с поляками. Так, 25 апреля 1920 года было совершено нападение на советскую, российскую территорию этими самыми силами, и уже 7 мая 1920 года поляки захватили Киев.
Все начало развиваться еще стремительнее. С одной стороны, на нашей территории воевали польские войска, петлюровцы и те, кто вошел с ними — достаточно большой контингент с Украины, порядка 50-и тысяч человек. С другой стороны, у нас шли боевые действия внутри страны. Не самая лучшая ситуация, скажем так. На фоне этого Польша в 1921 году подписывает договор с Францией, который укрепляет ее позиции. И вся эта история заканчивается (имеется в виду война с Польшей) 18 марта 1921 года подписанием Рижского мирного договора. Этот договор положил конец войне. К Польше отошла Западная Белоруссия и Западная Украина. Вот такая робкая и несмелая была Польша.
С приходом Гитлера к власти началось активное сближение Польши и Германии
Буквально с самых первых месяцев своего существования в качестве независимого государства, амбиции польского руководства простирались очень далеко. В их планах было присоединение Белоруссии и Украины. Кроме того, на протяжении всей войны и даже после на территории Советской Российской Республики действовали многочисленные польские диверсанты, разведчики, которые исчислялись сотнями. Ареал их пребывания простирался от Одессы до Смоленска. Естественно, они были в Киеве, в Харькове, практически во всех городах, совершали крупные диверсии, вплоть до подрывов заводов, не говоря уже об убийствах и прочих дежурных атрибутах диверсионной деятельности.
После завершения войны началось наращивание польской военной мощи. Собственно говоря, этим занимались в тот период все страны, и это было продиктовано амбициями, которые польское руководство испытывало, стремясь в дальнейшем расширить свои геополитические возможности.
Польско-украинские войска вступают в Киев. Крещатик, 1920 год
В сентябре 1925 года министр иностранных дел Германии в секретном письме бывшему германскому кронпринцу писал: «На мой взгляд, перед германской внешней политикой на ближайший период стоят три большие задачи: благоприятное для Германии разрешение репарационного вопроса и обеспечение мира, как предпосылки для будущего укрепления Германии. Во-вторых, я отношу сюда защиту немцев, живущих за границей, т. е. тех 10 — 12 млн соотечественников, которые в настоящее время живут в чужих странах, под иноземным ярмом. Третья крупная задача — исправление восточных границ, возвращение Германии Данцига и Польского коридора и исправление границ Верхней Силезии».
Напомним, что часть немецких территорий с достаточно большим количеством жителей по Версальскому договору отошли к Польше. Польша поставила своей геополитической задачей продвижение на восток, и эта задача не снималась на протяжении всего периода, то есть с 1918 по 1939 год.
В 1939 году польская армия насчитывала 3,5 млн человек
Надо сказать, что отношения Польши и Германии в этот период тоже были весьма и весьма неоднозначны. Польша даже рассматривала Германию как своего геополитического партнера. С приходом Гитлера к власти началось активное сближение Польши и Германии. Польша добровольно взяла на себя защиту германских интересов в Лиге Наций после выхода оттуда Германии в октябре 1933 года. С трибуны Лиги Наций польские дипломаты оправдывали нарушения Гитлером Версальского и Локарнского договоров, а 23 января 1934 года Польша и Германия подписали договор о ненападении сроком на десять лет.
Интересно отметить, что в 1928 году в Германии проводились штабные игры: рассматривалась возможность войны против Польши. В результате этих штабных игр (по немецким же разработкам) германская армия потерпела неизбежное поражение. Это очень насторожило немецкий генералитет, и, в частности, фон Сект заявил, что действовать в этом вопросе без помощи России просто не получится.
В 1929 году Уборевич докладывал Ворошилову о концентрации 35 польских и 14 румынских дивизий в пограничных районах против СССР. То есть планы движения на восток у Польши сохранялись. Таким образом, все выглядело достаточно неоднозначно. То есть весь этот период Польша постоянно готовилась к интервенции на Украину и Белоруссию. И надо сказать, что возможности для этого были, потому что пока у власти находился Пилсудский, военное строительство в стране шло семимильными шагами. Создавалась собственная авиация (к 1939 году она устарела, но была достаточно многочисленной), постоянно наращивались численные возможности армии, то есть происходило перевооружение артиллерией, тяжелой техникой, всем тем, что необходимо для ведения войны.
На момент нападения Германии в 1939 году польская армия насчитывала 3,5 миллиона человек. Это весьма и весьма большая военная группировка, которая могла просто-напросто разгромить немцев. Естественно, в качественном вопросе, применительно к танкам и авиации, Польша уступала, но в конечном итоге численность армии была достаточно велика, чтобы вести активные боевые действия.
Еще одним просчетом на тот момент было то, что большая часть польских войск была сконцентрирована не на границе с Германией, а на границе с Советским Союзом.
Адольф Гитлер и Юзеф Бек, 1937 год
Любопытный был разговор у Геринга с французским послом в Берлине Франсуа-Понсе. Геринг предложил ему план, согласно которому Польша должна заключить военный союз с Германией против СССР на следующих условиях: она возвращает Данцигский коридор, а в случае успеха войны с СССР получает взамен значительную часть Украины и выход к Черному морю. Этот план французскому правительству, естественно, не понравился, но тем не менее сближение Польши и Германии в этот период происходило, потому что Польша рассматривала Гитлера и его сторонников как возможных союзников в войне против Советского Союза. В ноябре 1935 года начальник главного штаба Войска Польского отмечал: «Правилом является — разрабатываем «Восток», а после этого попытаемся решить «Запад»». То есть нацеленность на Советский Союз у Польши была и оставалась и в этот период.
Несколько позже начались тайные переговоры Гитлера с министром иностранных дел Галифаксом, во время которых последний заверил о готовности Англии и Франции присоединиться к оси Берлин — Рим и дал понять о согласии английского правительства на захват Германией Австрии, Чехословакии и Данцига. Но тем не менее в полном объеме вопрос о Польше тогда не рассматривался.
Основная проблема возникла в связи с Данцигским коридором, с Силезией, которую Германия требовала вернуть в обязательном порядке. Польскую сторону эта ситуация не устраивала, она хотела играть против Советского Союза с Германией на равных. Нежелание вернуть немцам то, на что они претендовали, в значительной степени стало раздражающим фактором для Гитлера, который в конечном итоге просто потерял терпение.
То есть, как бы ни развивалась ситуация, Германия, безусловно, завоевала бы Польшу (это входило в ее стратегические планы), но вопрос в том, каким способом это было бы достигнуто: Польшу могли относительно бескровно присоединить в качестве младшего партнера и контролируемой территории, либо же так, как это произошло в 1939 году.
Вечоркевич: «Мы могли найти место на стороне Рейха такое же, как Италия»
Очень интересная страница польской истории — это поведение Польши в период захвата чешских территорий Германией. Так, 22 сентября 1938 года польское правительство сообщило о денонсации польско-чехословацкого договора о национальных меньшинствах, а через несколько часов объявило Чехословакии ультиматум о присоединении к Польше земель с польским населением. Затем в ультимативной форме Польша потребовала, чтобы Чехословакия передала ей Тешинскую область. 2 октября 1938 года Польша оккупировала Тешинскую Силезию (район Тешен — Фриштат — Богумин) и некоторые населенные пункты на территории современной Словакии.
Далее очень любопытный документ — доклад 2-го (разведывательного) отдела Главного штаба Войска Польского. В этом документе подчеркивалось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке… Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель — ослабление и разгром России».
Вот так развивались события между двумя войнами. Вся польская политика была нацелена на то, что в самом ближайшем будущем начнется очередная антироссийская война. Это достаточно любопытно, потому что Польша была относительно молодым государственным образованием, но тем не менее за очень короткие сроки она приобрела достаточную военную мощь, чтобы стать серьезным фактором влияния между Германией и Россией.