«Это (открытие китайской базы) похоже на ситуацию, когда соперник вашей футбольной команды тренируется на поле по соседству с вами,- объясняет газете New York Times Габриель Коллинс, военный эксперт по Китаю и основатель портала China SignPost.- Они могут подсмотреть ваши тактические секреты. С другой стороны, такой «шпионаж» - палка о двух концах и вы можете подглядывать за ними»
Китайские официальные лица пытаются уменьшить важность открытия военной базы в Джибути. Они говорят, что это будет база поддержки антипиратских операций, которыми вместе с представителями других стран уже не первый год проводят китайские военные моряки в Аденском заливе.
«Этот объект поддержки будет главным образом использоваться как место отдыха и реабилитации для китайских военных, сопровождающих гражданские суда в Аденском заливе, для поддержки миротворческих операций ООН и для гуманитарных целей»,- говорится в заявлении Министерства обороны КНР.
В Африке у Китая 2400 миротворцев. Китайские военные корабли эксортировали в Аденском заливе за прошедшие годы свыше 6 тыс. кораблей других стран. Китайские военные также спасали своих граждан из горячих точек. Например, они эвакуировали из Ливии в 2011 году 35 тыс. китайских граждан и 600 - из Йемена в 2015 г.
Половина китайской нефти проходит через Баб-эль-Мандебский пролив, связывающий Средиземное море с Индийским океаном. Именно на его побережье и находится Джибути.
Китай уже давно превзошел Америку и Европу по влиянию в Африке. На Черном континенте работают миллионы китайских специалистов. Китайские госкомпании вкладывают в Африку десятки миллиардов долларов. И инвестициям, и гражданам необходима защита.
База занимает 36 гектаров недалеко от коммерческого порта, который сейчас фактически принадлежит китайским компаниям. На ней будут размещаться несколько тысяч военнослужащих НОАК, а также находиться ремонтные мастерские для кораблей и вертолетов, ангары и прочая инфраструктура.
Правительство Джибути объявило о решении разрешить Пекину открыть военную базу в прошлом году. Земля отдана в аренду на 10 лет. Продолжительность аренды базы «Кэмп Леммоньер», которая по площади, кстати, в 6 раз превосходит китайскую, вдвое больше. Аренда обходится Пентагону в 63 млн долларов. Кроме этого, он собирается вложить в модернизацию базы более 1 млрд долларов. Что касается китайцев, то им аренда в пересчете на единицу площади, обходится значительно дороже. К этому следует добавить, что Пекин вкладывает миллиарды долларов в слабую экономику Джибути, одного из самых бедных государств Африки.
В Джибути, кстати, находится еще и много французских военных, а также военные из Италии, Японии и Великобритании.
Говоря о плавном переходе от мягкой силы к жесткой, не стоит забывать и того, что открытие военной базы сильно укрепит авторитет Поднебесной не только дома, но и за ее границами.
Минобороны КНР утверждает, что открытие первой военной базы за границами Поднебесной не означает отхода Пекина от «оборонительной» политики в области обороны. Появление китайской базы, говорится в заявлении, не будет означать ни военной экспансии, ни начала гонки вооружений.
В последние годы Китай энергично модернизирует свои вооруженные силы и особенно военно-морской флот и авиацию. Стремительными темпами растут и расходы на оборону. Авторитетный журнал Jane’s Defense Weekly, освещающий военные темы, пишет, что к 2020 г. расходы КНР на оборону достигнут 220 млрд долларов. Это больше, чем военные расходы всех западноевропейских стран, вместе взятых, и вдвое больше, чем было совсем недавно, в 2010 году. Впрочем, до США по военным расходам Китаю все равно будет еще очень далеко. В прошлом году они составили 622 млрд долларов.
В прошлом, пусть и не в очень далеком, остались времена, когда китайские военные корабли и подводные лодки старались как можно реже удаляться от границ Китая. Сейчас они бороздят морские просторы всех морей и океанов планеты. Поэтому решение Пекина создать военную базу специалистов сильно не удивило. Несмотря на заверения МО Китая это еще один признак того, что китайская армия (НОАК) собирается все больше и чаще играть накачанными мышцами не только в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, но и в других морях и океанах за тысячи километров от территориальных вод КНР.