- Я бы назвал две основные причины, которые подтолкнули людей к выходу на улицы: вопиющая несправедливость властей к гражданам страны, и чувство солидарности с теми, с кем власть так несправедливо обошлась. Солидарных оказалось не меньше, чем записных «тунеядцев». Результаты кампании по борьбе с «тунеядством» вышли прямо противоположными ожидаемым. Власть считала, что продаст обществу декрет как восстановление социальной справедливости, и делала ставку на жлобство, зависть и недоброжелательность людей. Как видим, власть просто не имеет представления о состоянии белорусского общества и настроениях людей, и серьезно просчиталась. Но если для нее это стало предметом озабоченности, то для нас – поводом для оптимизма. Если иметь также в виду, что это были гражданские акции, основную часть принявших в них участие составили простые граждане, а не политически ангажированные члены оппозиционных партий и движений, то мы можем сказать — не все так безнадежно с белорусами.
- Достаточно распространено мнение, что как только власти отменят «декрет о тунеядстве», протесты тут же спадут. Вы тоже так считаете?
- Спору нет: если декрет отменят, то протестная активность людей снизится. Но до конца не спадет, так как остается второй, не менее важный фактор, подталкивающий граждан к акциям протеста – серьезное ухудшение экономического самочувствия, падение уровня жизни, доходов, зарплат и пенсий, рост безработицы на фоне хронической неспособности властей вывести страну из острого социально-экономического кризиса. Он длится уже несколько лет, света в конце туннеля не видно, и народ чувствует, понимает, что все, на что способна нынешняя власть – довести его до полной нищеты и бедности.
- Белорусские власти ведут себя очень странно: даже пальцем не пошевелили, чтобы минимизировать последствия экономического кризиса. Мало того, обложили народ непосильными и абсурдными оброками. Надеются, что все утрясется само собой?
-Это только на первый взгляд нам представляется странным и непонятным такое, я бы сказал, отрешенное поведение властей. На самом деле, все закономерно, логично и вполне предсказуемо. Для аналитиков, экспертов, политиков было ясно еще 20 лет назад, что создаваемая экономическая модель абсолютно нежизнеспособна, и рано или поздно она обанкротится. Что сейчас и происходит. Но также было ясно и тогда, и сейчас, что Лукашенко признает только такой архаичный способ управления экономикой – командно-административный, и сделает ставку на паразитировании за счет России. И все, чем власти сейчас занимаются — терпеливо ждут, когда же Россия опять распахнет для них свои закрома.
Добавлю, что последовательная деградация функций государственного управления, как результат проводимой в течение 20 лет кадровой политики, привела к тому, что сегодня страна из рук вон плохо управляется – мы имеем самого слабого за все последние годы премьер-министра, самое слабое правительство с его министрами, и самого слабого главу президентской администрации. Так что свое сегодняшнее положение получили вполне заслуженно.
«Зачем инкорпорировать Беларусь в состав России вместе с Лукашенко?»
- Белорусы (речь не о государстве — о людях) оказались в сложном положении: власти закручивают экономические гайки, а на границе стоят российские войска. Нас пугают: Россия может воспользоваться массовыми протестами, чтобы дестабилизировать ситуацию и поглотить Беларусь…
- Я не воспринимаю всерьез эти угрозы, и считаю, что в этих пугалках заинтересована, прежде всего, сама власть. Дескать, образумьтесь, люди, и терпите, а то, если будете протестовать, можете себе на беду разбудить непредсказуемого российского медведя. Не вижу никаких причин, чтобы такое могло стать реальностью, и не думаю, что выходящим на улицы белорусам следует тревожиться по этому поводу. Давайте оставим эту тревогу властям, теряющей сон не по причине российской угрозы, а по причине того, что белорусский народ стал пробуждаться.
- Последние месяцы активно муссируется тема военных учений «Запад-2017»; многие эксперты опасаются, что масштабные военные учения, которые пройдут летом в Беларуси, могут стать «крымским сценарием» для Беларуси. Насколько вероятен сценарий военного вторжения в Беларусь? Или, как говорят, официальный Минск использует угрозу войны для предотвращения внутренних протестов?
- Все вышесказанное имеет то же отношение и к возможному сценарию военной оккупации Беларуси Россией в ходе намечаемых совместных учений двух стран на нашей территории. Слишком топорным, примитивным и нарочитым выглядит этот сценарий, чтобы быть похожим на правду. Но, тем не менее, тема эта активно муссируется в определенных экспертных и политических кругах. Слышал даже, что КХП-БНФ готова поддержать Лукашенко в случае военной агрессии со стороны России. Так что чем черт не шутит – может быть, мы еще увидим двух непримиримых политических антиподов – Лукашенко и Позняка – за разработкой военной стратегии защиты Беларуси от российской интервенции. Никогда не говори никогда, памятуя о том, что политические крайности смыкаются.
- Нефтегазовая война, которая длится больше года, продуктовый конфликт, пограничные и визовые проблемы — отношения России и Беларуси серьезно изменились буквально за один год. Что произошло?
- Все имеет свое начало и свой конец, а количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Обратимся к философским постулатам, чтобы понять, что изменились российско-белорусские отношения отнюдь не внезапно. Отношения эти строились не на основательном, прочном фундаменте экономики, а на зыбком – идеологии. Причем идеологии кондовой, где с нашей стороны в качестве продукта обмена предлагались поцелуи и напоминания о совместном “сидении в окопах”, с российской – дешевые нефть, газ, субсидии, доступ к рынку за признание статуса верного союзника и младшего славянского брата. Что, конечно же, было лицемерием и цинизмом, приводило к перманентным конфликтам и “войнам” и не могло не породить нынешние проблемы. Как мне представляется – необратимые и подводящие черту под продолжительным этапом российско-белорусских отношений.
- Философ Владимир Мацкевич не исключает, что Лукашенко и Путин ведут сепаратные переговоры, главная тема которых — инкорпорация Беларуси взамен на личные гарантии и сохранение власти белорусского руководителя. Готов ли Лукашенко сдать страну за личную неприкосновенность?
- Философия хороша тем, что часто дает в руки ключ, чтобы разгадать загадки поведения людей. Но столь же часто она уводит философов так далеко от реальности, что таким простым людям как мы становится понятно – этого не может быть потому, что не может быть никогда. Для Лукашенко проблема гарантий личной неприкосновенности, как для всякого нагрешившего авторитарного лидера, не потеряет своей актуальности, и российское руководство вполне может быть одним из гарантов этой неприкосновенности. Но для чего инкорпорировать Беларусь в состав России вместе с Лукашенко? Чтобы получить самые разнообразные геморрои, в том числе простимулировать восстановление в генетической памяти тысяч белорусов навыки ведения партизанской войны? Большая ошибка механически переносить “крымский сценарий” на Беларусь, этимология проблем в российско-белорусских отношениях серьезно отличается от проблем в российско-украинских отношениях.
- Ситуация внутри и вокруг Беларуси крайне напряженная. Что делать белорусам: терпеть все издевательства белорусского режима во имя «лишь бы не было войны» либо есть другой выход?
- Я всегда говорил – у белорусского режима нет более беспощадного, не прощающего ошибок, врага, чем он сам, и не надо мешать ему целенаправленно заниматься собственной дискредитацией, приближать свой конец. Как надо было зацепить, оскорбить белорусов, унизить их человеческое достоинство клеймом “тунеядцы”, чтобы свыше 400 тысяч, поименно, персонально названных человек, осмелились переступить черту, отбросили страх и показали власти фигу? Идеология “лишь бы не было войны” на фоне украинских событий и так не имела шансов быть долгоживущей, а тут еще перешагнувшее всякие границы самодурство и произвол власти в отношении обнищавших, потерявших работу, людей.
Конечно, власть еще вполне может контролировать ситуацию, но в состоянии белорусского общества, сознании людей, происходят существенные подвижки. Пока не ясно, к чему они приведут, но совершенно понятно, что Беларусь и ее народ постепенно выходят из беспробудного сна. И будильник завел для них сам белорусский режим…