«Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
… Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли.
Поникли голови козачі,
Неначе стоптана трава.
Украйна плаче, стогне-плаче!
За головою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: “Te deum! алілуя!»
(Орська кріпость — 1850, Оренбург)
Известен исторический факт, что произведения Тараса Григорьевича Шевченко в свое время были запрещены в Ватикане «Папским индексом», наряду с трудами Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Вольтера, Декарта, Руссо, Рабле, Даниэля Дефо. Позже в Риме даже был публично сожжен «Кобзарь» Шевченко.
Казалось бы, невозможно соединить несоединимое. Однако греко-католики умудрились это сделать. Без покаяния за процесс окатоличивания в 15-17 веках, без угрызений совести за разгром трех православных епархий на Западной Украине в начале 90-х годов. Паломничество на могилу Шевченко могло бы сопровождаться какими-то словами сожаления об упомянутых вещах. Тарас Григорьевич, взирая с небес, оценил бы. Но – нет. Ни тени сожаления, ни слова раскаяния. Исключительно триумфализм и пафосные заявления о единстве. Единство, естественно, на основе идеи унии.
Еще немного, и греко-католики начнут говорить об ответственности православных за все несчастья Украины. Думаете, это невозможно? Они уже давно об этом говорят. Этот процесс не спонтанный, но систематический и хорошо оплачиваемый. Переворот в историческом самосознании не происходит мгновенно, но обеспечивается размеренным трудом, подтачивающим традиционные исторические концепции.
журнал под названием «Украинские проблемы», впечатанным готическим шрифтом на его обложку, за 2000 и 2001 год. Обратим внимание на его спонсоров (униатское радио «Воскресенье») и главного редактора – Сергея Квита, будущего министра образования Украины.
Очень интересная статья под названием «Была ли преследованной Православная Церковь в Речи Посполитой?». В ней польский историк обосновывает, что никаких гонений на Православную Церковь по сути не было, и все это придумала Московская Церковь. По мнению польского историка, в конфликте между поляками (униатами) и православными украинцами виноваты были сами… украинцы. Мол, появились казаки, которые начали мутить воду и заниматься поисками врагов. Вот и попали к ним под горячую руку ни в чем не повинные униаты: «казачество, как новый общественный слой, который нуждался в самоутверждении и более широких сословных правах, и таким образом нуждалось в противнике, стремилось выплеснуть свою огромную эмоцию/ненависть, и этим объектом стали униатство и католицизм».
Минута молчания. Столь откровенное перекручивание исторических фактов и превращение жертвы насилия в агрессора поражает. Дальше – еще более откровенно: «Украинцы привыкли рассматривать свою историю как сплошное их угнетение, а на самом деле в 18 веке они были наступательным фактором, их боялась польская власть и делала предупредительно-защитные шаги». То есть украинцы терроризировали мирных поляков, а последние только защищались.
В статье униатского архиепископа (с 2001 года он станет предстоятелем УГКЦ) Любомира Гузара под многообещающим названием «Стремимся к единству и любви» православные не найдут раскаяния за разгром православных епархий в 90-х годах. Наоборот, Гузар жестко отрицает любую вину и факты насилия со стороны греко-католиков. Такое вот «стремление к единству». Поэтому, когда униаты послезавтра будут садить «ростки единства» на Тарасовой горе, нужно четко понимать, какое «единство» и «любовь» они имеют в виду.
Большое внимание авторы журнала уделили и творчеству Тараса Шевченко. Сам главный редактор (греко-католик) Сергей Квит дает рецензию на книгу униата Василия Иванишина «Непрочитанный Шевченко». Смотрим, кто такой Иванишин – учредитель и лидер ВО «Тризуб» имени Степана Бандеры («духовный отец» Дмитрия Яроша), автор книги «Украинская церковь и процесс национального возрождения», посвященной возрождению УГКЦ и прославлению унии.
Вот несколько тезисов из его книги: в расколе между православными и католиками виноваты исключительно православные; одной из причин Брестской унии стало создание Московского патриархата и разделение единой русской церкви (то есть северорусское население как бы предало южнорусское); вообще причиной унии было то, что украинцам нужно было спасать свою самобытность в условиях агрессивного натиска со стороны Польши. Принятие унии облегчило жизнь людям (однако он не объясняет, какое это имеет отношение к религиозной мотивации). Насилие при насаждении унии было в порядке вещей, мол, христианство на Руси тоже «огнем и мечом» насаждали. Возрождение Сагайдачным православной иерархии в Украине было «шагом назад» (то есть это православные виноваты в расколе единого украинского народа)!
Иванишин рассуждает не как верующий человек, а как националист, для которого нация и национальная культура выше Бога и чисто религиозных убеждений. Все религиозное у него помещается в понятие «обряда», которым, по его мнению, и ограничивается проблема столкновения между Православием и католицизмом. Церковь для него – это исключительно инструмент политического самоутверждения нации.
Попытки «присвоить» Шевченко в контексте переписывания истории униаты предпринимают очень давно, поскольку понимают, насколько огромен антиуниатский потенциал его творчества. Поэтому греко-католики так или иначе не могли обойти этот вопрос стороной. Каждый украинец знает, кто такой Шевченко, читает его стихи. А в этих стихах – палачи католики, злобные иезуиты, коварные униаты. Ну как тут не отчаяться.
Вот и принялись «литераторы» и «профессоры» ковать образ «нового» Шевченко и его творчества. В пресловутом журнале, тогда еще аспирантка Института журналистики университета им. Т.Шевченко, Лина Вежель опубликовала статью с подзаголовком «Тарас Шевченко сквозь призму Гавриила Костельника». Это в 1946 году Костельник выступит за объединение с Православной Церковью. А в 1910 году, когда вышел его «аналитический труд» в журнале «Нива» под названием «Шевченко с религиозно-эстетической позиции», он был еще убежденным униатом. Естественно, никакой аналитики антиуниатских мотивов Шевченко в работе Костельника мы не найдем, а вот пафоса о том, как Тарас Григорьевич ненавидел «москалей» предостаточно. Ну и как на него повлияла книга католического богослова Фомы Кемпийского. Еще чуть-чуть и вот, встречайте – криптокатолик Тарас Шевченко.
Анализируя остальные статьи журнала, нетрудно убедиться, что он полностью построен на антиправославных позициях и стремлении переписать историю в выгодном для УГКЦ ключе. Переписывание истории в свою пользу – одна из задач современных греко-католиков и католиков. Без дискредитации православия эту задачу выполнить нельзя. В своих исторических концепциях они всячески подчеркивают ущербность православия, его ошибочность в качестве цивилизационного выбора для Украины.
Украинский писатель римо-католик Валерий Шевчук в своей книге «Козацкое государство» пишет: «Считаю, что если бы Украина приняла христианскую веру не восточной, а западной конфессии, то есть римо-католической, еще во времена Владимира или хотя бы короля Данила Галицкого, мы бы имели сегодня меньше проблем и жили бы как народ, твердо вписанный в европейский контекст, а значит, были бы в цивилизационном развитии значительно на высшем уровне, нежели мы есть, ведь римо-католическая конфессия в большей мере содействовала развитию литературы, культуры, образованию, науки и искусства, нежели восточнокафолическая».
Православный мир, с их точки зрения, – антидемократический, закрытый, антизападный, малокультурный и т.д. В том же журнале «Украинские проблемы» один из авторов в статье под названием «Уроки югославской войны» заявляет следующее: «Страны католической культурно-цивилизационной традиции (Словения, Хорватия) продемонстрировали свое духовно-общественное превосходство в сравнении с народами православной и исламской традиций» и т.д. и т.п. Ну а упомянутый нами польский историк заявляет, что никакого окатоличивания не было, потому что «все католическое воспринималось тогда как высший европейский стиль жизни, поэтому и соблазняло оно прежде всего аристократию и шляхту, которые активно переходили в латинское вероисповедание».
Таким образом униаты уже довольно давно и системно занимаются продвижением идеи унии. Собственный министр образования (свою работу он уже выполнил), собственный министр культуры, собственный директор департамента по делам религии. Админресурс униатов поражает воображение. Православным, в некотором смысле, можно было бы поучиться такому неуклонному отстаиванию своей позиции и искусству формирования политической элиты. Чтобы однажды в учебниках истории не написали: когда-то Украина была православной страной...