«Это первый случай в моей практике, когда изначально идея фильма была не моя. Мне ее предложил Антон Златопольский, заместитель генерального директора ВГТРК, довольно долго уговаривал и – спасибо ему – уговорил», – поведал режиссер в интервью.
На кастинг ушло несколько месяцев, еще полгода отняла подготовка к началу работы над сериалом. Особое внимание было уделено подбору актеров второго плана. Желающих оказалось достаточно, всех их пришлось отсмотреть. Затем артисты месяц занимались танцами, чтобы выглядеть достоверно в бальных сценах.
Сами съемки продолжались два года. Специально для грядущего фильма на «Мосфильме» выстроили Петербург 19 века, сшили огромное количество нарядов, атмосферно шуршавших во время танцев, а в Крыму выстроили маньчжурскую деревню начала 20 века. Даже свечи подбирали специальные, чтобы те могли гореть по восемь часов. «К этому фильму подходит слово «впервые», – говорил продюсер проекта Антон Златопольский.
«В «Анне Карениной» было, где развернуться – балы, скачки, театр и многое другое. Мы снимали эти сцены в самом конце съемочного периода, а начали их готовить еще до начала съемок! Девять месяцев я наблюдала за ежедневной кропотливой работой. И не было ни одного платья, которое было бы наспех исполнено, каждое из них сочинено и безупречно воплощено», – вспоминала Лиза Боярская.
«АННА КАРЕНИНА» ШАХНАЗАРОВА: ДЕРЗКИЕ ХОДЫ РЕЖИССЕРА
Новый сериал заранее кажется очень дерзким и даже в какой-то степени революционным. Во-первых, он делался без оглядки на уже существующие фильмы, посвященные судьбе Анны Карениной. Карен Шахназаров отмечал, что не знакомился со всеми предыдущими экранизациями романа Льва Толстого, которых было около трех десятков. По словам Шахназарова, он смотрел американскую ленту с Гретой Гарбо, драму Александра Зархи, а также сериал Сергея Соловьева. «Необязательно смотреть «Три сестры» во всех театрах, если решил делать постановку. Если хорошо сделано, то попытаешься украсть, если плохо – потеряешь время», – говорил мужчина.
Во-вторых, создатели сериала придумали «обновить» всем известный сюжет произведения Льва Толстого, чтобы заставить зрителя следить за драматическими поворотами в жизни Анны Карениной как в первый раз. С этой целью было принято решение использовать еще один роман – «На японской войне» Викентия Вересаева. Он рассказывает о событиях, происходивших в период с 1904 по 1905 гг. Именно поэтому новый сериал начинается крайне необычно для всех поклонников Льва Толстого. По сюжету многосерийного фильма действие завязывается в начале 20 века: во время русско-японской войны взрослый сын Анны Карениной просит Алексея Вронского рассказать ему о матери. Мужчины пытаются понять, могла ли женщина избежать трагедии.
«Именно в любви открывается глубина человеческой натуры. У женщины свое понимание любви, и оно иное, чем у мужчины. Конфликт Анны и Вронского – это как раз конфликт двух пониманий любви. Женщина желает полностью владеть мужчиной. А мужчина не хочет этого допустить. Иначе он перестанет быть собой. В этом вечная и нерешаемая проблема», – заявлял Карен Шахназаров.
Но на этом дерзкие ходы, на которые пошли создатели, не заканчиваются. В борьбе за более глубокое освещение трагической судьбы Анны Карениной Карен Шахназаров отказался от линии Константина Левина. Подобный поступок выглядит в глазах критиков крайне неоднозначным: известно, что Лев Толстой отразил в этом персонаже собственные взгляды. Некоторые исследователи даже считают, что главным героем романа «Анна Каренина» писатель сделал именно Левина. Свое решение Шахназаров объясняет просто. Он полагает, что не смог бы раскрыть дополнительную линию, весьма насыщенную, в формате восьмисерийного сериала.
В-третьих, Карен Шахназаров, понимая, что допустил определенные «вольности» по отношению к первоисточнику, заявил, что экранизировал мн