Берлин: путь из субъекта в объекты
Судя по пресс-конференции у Меркель с Путиным в Сочи к общему мнению придти не получилось. Слишком сильно расхождение в основных позициях по всем ключевым вопросам. На наш взгляд, в феврале 2014 на Украине случился путч, по мнению Берлина, проведенные потом выборные пляски его результаты легитимизировали, а значит и путча как бы не было тоже. По нашему мнению условия Минских соглашений совершенно очевидно не выполняет Украина, но Меркель все равно упорно талдычит о необходимости совместного исполнения условий, прежде всего со стороны России.
Вопрос санкций также остается без изменений, хотя размеры наших экономик давно требуют отмены этой глупости. Германии нужны российские энергоносители, нам - продукция немецкого среднего машиностроения, особенно обрабатывающие станки. Самое забавное, что не смотря на санкции частный бизнес возможности расширения деловых отношений находит, так что проблема чисто политическая, но она, как видно, системная.
Впрочем, каких-то окончательных и масштабных результатов тоже ожидать вряд ли стоило. Ибо точно не сейчас. За последние годы, особенно после победы Трампа в США и фактического поражения Запада на Ближнем Востоке мир изменился столь решительно, что стал правящим европейским элитам непонятным. Сейчас как раз происходит процесс переосмысления ими как своего положения, так и перспектив во всех доступных вариантах будущего.
Причем, четкой и достаточно консолидированной позиции у них еще нет. Германия торгуется. С Брюсселем. С Лондоном. С Парижем. С Вашингтоном. С Пекином. Москва тут исключением не является. Впереди как минимум два важных рубежа, итоги которых повлияют на общий расклад. Через неделю - второй тур президентских выборов во Франции, а в конце месяца - Брюссельский саммит НАТО. Первое определит состав и настроения европейских торговцев, которые встретятся с Трампом в Брюсселе, второе - границы возможных политических маневров для всех стран ЕС, включая Германию.
Однако чисто субъективно складывается стойкое впечатление немецкого внешнеполитического поражения, причем Меркель это хорошо понимает. Да, формально Европа нужна и Америке и России. И даже Китаю. Но при этом как-то так оказывается, что степень этой нужности довольно неодинакова. Можно сколько угодно критиковать Россию за нефтегазовую иглу, но если смотреть по итогам, то на ней больше сидит как раз европейская, в частности германская, экономика, потребности которой российским газом закрываются больше чем на треть.
Тем самым оказывается, что Европа - один из геополитических лидеров в мире, а Германия - один из ведущих лидеров Европы, но при этом страна все откровеннее соскальзывает из класса субъектов в категорию геополитических объектов. Пространства для успешных самостоятельных маневров почти что не осталось. Пришло время выбирать - с кем дружить (условно): с Россией или с США. Потому что в любом варианте отношения со вторым номером будут "финансироваться" только по остаточному принципу.
С одной стороны это хорошо. Вместо совокупной глыбы, экономически превосходящей Россию минимум пятикратно, мы получаем достаточно комфортные условия общения почти равных партнеров. Если считать по ВВП, ФРГ всего на 12 - 15% больше нашего. С другой же изменения столь масштабны, что ломают всю систему экономических и политических связей, складывавшуюся минимум последние четверть века. На формирование новых требуется время и политическая воля, но и то и другое уже в дефиците. И тут, судя по виду госпожи канцлер на пресс-конференции, Берлин не очень понимает - что же ему вообще делать.