В своей речи на открытии креста российский президент напомнил, что «гибель великого князя тогда потрясла общество, ее восприняли как трагедию представители всех без исключения сословий». Однако, конечно, все было еще сложнее.
Убитый князь не пользовался большой любовью москвичей. Главным образом именно его народная молва винила в Ходынской трагедии. Его упрекали в отсутствии управленческих талантов и неприятных человеческих качествах. В результате его смерть вызвала у многих и бурную радостную реакцию.
Несколько лет назад блогер Ринат Закиров опубликовал подборку отзывов на убийство великого князя, услышанных днем 4 февраля 1905 года в самых разных местах Москвы из уст представителей самых разных социальных слоев.
Мещанка Е. К. Сиволапова: «Давно пора, так как из-за него пострадали на Ходынке, это так не окончится, еще будет <...> князь обобрал Красный Крест, кутил в Яру, и как сапожник, ничего не понимает».
«Насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания». Такими словами Владимир Путин открыл в Кремле памятный крест на месте гибели в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича
Еще отзыв из студенческой среды: «Убили великого князя Сергея Александровича, но его еще мало, будут еще убийства, убьют вдовствующую императрицу и вообще весь дом Романовых».
Крестьянин И. В. Бояркин: «Мало убили Сергея Александровича, мы всех их перебьем».
Ссыльный, нелегально вернувшийся в Москву и случайно задержанный на улице: «Убили великого князя, убьют и государя, перебьют и всю полицию».
Горничная А. Маркова, узнав о гибели великого князя: «Теперь я могу угостить вас мадерой, за то, что дело, обещанное нам, сбылось», несколько раз смеялась по этому поводу и высказывала надежду, что «скоро всех перебьют».
Офицер и чиновник при встрече: «Слава богу, Сережку убили!» и поздравляли друг друга.
Потомственный дворянин А. А. Зыбин по телефону «торжествующе говорил, что так его великого князя и надо, и что нужно еще [убить] его друга».
Дворянин В. М. Саблин: «Слава богу, радость: Сережку убили <...> жалеть нечего, этого мало: еще нужно убить Трепова, Булыгина, Владимира и наконец дойдет до Николки».
Из 2017 года эти отзывы читать жутковато не только из-за коробящей ныне буйной эйфории по поводу смерти человека и выражаемых надежд на продолжение террора. Главное – известна цена, которую в итоге пришлось заплатить стране за такую ожесточенность. Миллионы жизней сгинули в огне революций и гражданской войны, а Россия едва не была уничтожена. Причем больше всего пострадали как раз наиболее образованные и благополучные классы, для которых политика в дореволюционные десятилетия была развлечением и формой творческого самовыражения.
На сегодняшней церемонии российский президент отметил, что вновь установленный крест «служит напоминанием о цене, которую пришлось заплатить за взаимную ненависть, разобщенность, вражду». Наверное, уже можно сказать, что этот урок российское общество усвоило.
Ныне, даже если чиновник, политик, государственный деятель, бизнесмен или другое высокопоставленное лицо вызывает у людей негативные эмоции, открыто и бурно радоваться его смерти, тем более насильственной, не принято. Фальшиво скорбеть никто не требует, как и забывать все недоброе, что связано с умершим – но откровенное веселье вызовет косые взгляды и напоминания, что такое поведение не принято в цивилизованном обществе.
А еще за прошедший век для современного российского общества терроризм стал безоговорочным и безусловным злом, которое не может быть оправдано ничем. Хотя здесь, пожалуй, основную лепту внесли последние два с небольшим десятилетия, когда российское общество лично и полномасштабно столкнулось с террором – и готово подписаться под словами главы государства, что «насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания».
Уже неоднократно отмечалось, что принятие отечественной истории во всей ее полноте, противоречиях и сложностях, сшивание отдельных кусков исторических периодов в единое целое является одной из главных идей, последовательно проводимых Путиным в жизнь. Другой, не менее значимой для него идеей является исключительно эволюционный ход развития, без революций и национальных катастроф.
Судя по общественным настроениям, эти идеи все больше завоевывают и умы россиян.
В преддверии 2017 года звучало немало алармистских прогнозов – мол, столетие революций пробудит в российском обществе потребность в «русском бунте». Однако чем дальше, тем более вероятным видится обратное. Вековой юбилей 1917 года становится напоминанием, каким ужасом для России обернулось стремление общества к радикальным изменениям и готовность пролить кровь ради этого.
Россия учится принимать себя и свою историю во всей целостности. Российское общество и государство учатся идти вперед, избегая ошибок прошлого.