Альфред Хичкок: человек, который нас напугал...
Британец, перебравшийся в Голливуд в начале 40-х, научил весь мир бояться птиц, маньяков за занавесками и тревожной музыки за кадром, превратив триллер в высокое искусство. Хичкока прозвали «мастером саспенса», умевшим вызвать у зрителей не столько ужас, сколько чувство беспокойства в ожидании страшной развязки. Сам режиссёр был убеждён, что атмосферу страха можно создать лишь кинематографическими средствами — монтажом, звуком, правильно выставленными светом — и что взаимоотношения персонажей и их психологическое воздействие друг на друга производят на зрителя впечатление сильнее, чем любая сцена убийства. Поэтому даже в тех фильмах Хичкока, которые можно назвать «хоррорами», почти нет крови — а сердце отчего-то всё равно уходит в пятки.
Детство и юность
Альфред Хичкок появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде Лондона. Родители его были набожными католиками, поэтому отправили учиться сына в иезуитский колледж. Как считают биографы Хичкока, именно обучение в иезуитском колледже, где царили жесткая дисциплина и страх, сформировали мировоззрение будущего режиссера.
В детстве Альфреда Хичкока случилось еще одно событие, оказавшее влияние на его творчество. Однажды за небольшой проступок отец решил наказать сына и вызвал полицейских. Те увезли его в участок и заперли в камеру на десять минут. Невозможно передать весь ужас, который овладел маленьким Альфредом. После этого случая Хичкок все время жил с боязнью перед законом и полицией. Это сказалось и на картинах режиссера, многие из которых построены на паническом страхе перед несправедливым обвинением.
Окончив колледж, Альфред Хичкок в 1914 году поступил в Инженерную школу, где изучал механику, навигацию и акустику. В это же время он начал ходить на лекции по искусствоведению. Во время Первой мировой Хичкок записался в армию добровольцем, но ему отказали из-за избыточного веса и записали в резерв.
После окончания Инженерной школы Альфред Хичкок устроился в рекламный отдел фирмы, которая занималась выпуском электрокабелей. Однажды директор попросил его нарисовать плакаты по технике безопасности. Каково же было удивление шефа, когда он увидел, что в каждом рисунке электропровод становился орудием убийства. Директор фирмы, который оценил остроумие и фантазию толстяка, посоветовал ему устроиться на киностудию. Так Альфред Хичкок попал в мир киноиндустрии.
Свернутый текст
Первые фильмы
Вначале Хичкок был электриком на киностудии, а затем ему доверили рисовать к фильмам титры. Вскоре Альфред начал сочинять сценарии, а потом стал ассистировать режиссерам.
Первый фильм Хичкока 'Сад наслаждений' вышел в 1925 году, но внимание к себе режиссер привлек картиной 'Горный орел' (1926), которая была снята в классическом детективном жанре.
Уже в первых звуковых фильмах Альфреда Хичкока стали понятны стиль и творческий почерк режиссера. Картины 'Шантаж', 'Зов Элстри', 'Убийство' стали предшественниками жанра 'триллер', который был любимым у Хичкока. В них режиссер впервые использовал свой фирменный прием, позже названный саспенсом – постепенное нагнетание напряжения, в результате чего у зрителя возникает чувство тревоги и страха.
Тогда же определилась и манера снимать фильмы. Хичкок был настолько требовательным и придирчивым, что многие актеры отказывались с ним сотрудничать. К тому же, постепенно проявлялись странности режиссера. Например, он до мельчайших подробностей разрабатывал биографии героев, хитросплетения сюжета, планы и маршруты, названия улиц и автобусные остановки. Все это было абсолютно не важным, но режиссер хотел, чтобы каждый его фильм был идеальным. Позднее это переросло в настоящую манию.
Из ранних фильмов Хичкока стоит отметить '39 ступеней' (1935) и 'Леди исчезает' (1938), которые были тепло встречены критиками и стали коммерчески успешными. Картина 'Леди исчезает' получила премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков, что очень обрадовало и воодушевило режиссера.
Переезд в Америку
После признания в США известный продюсер Дэвид Селзник предложил Альфреду Хичкоку поработать в Голливуде. Режиссер долго не решался покинуть свой любимый город и уютную квартиру, но видя, что надвигается война, все же согласился.
Первая голливудская работа Хичкока 'Ребекка' (1940) собрала неплохую кассу и получила 'Оскар' как 'Лучший фильм'. Это позволило режиссеру избавиться от зависимости продюсеров и хоть иногда снимать то, что он хотел.
Альфред Хичкок выпускал примерно по одному фильму в год, став создателем 55 кинокартин. Большинство из них составляют незамысловатые детективы, довольно много идеологических лент. Но есть среди них и фильмы, которые стали классикой мирового кино и оказали огромное влияние на многих режиссеров.
В 1950 году вышел неудачный фильм 'Страх сцены' и критики решили, что Хичкок исчерпал себя. Однако именно 50-60-е годы стали пиком творчества режиссера. В 1954 году он снял картину 'Окно во двор', а в 1958 – 'Головокружение', которые стали одними из самых индивидуальных его работ. Его любимыми актерами становятся Кэри Грант, Грейс Келли, Джеймс Стюарт.
В следующем году вышел триллер 'К северу через северо-запад'. Фильм, ставший эталоном хичкоковского стиля, оказал огромное влияние на сериал о Джеймсе Бонде и в целом на шпионские фильмы. Сцены из картины неоднократно обыгрывались в других фильмах, например, в 'Аризонской мечте' Кустурицы.
Безусловно, одной из самых главных кинокартин Хичкока является 'Психо' 1960 года. Фильм начинается с истории секретарши, которая похищает на работе большую сумму денег и уезжает из города. Девушка останавливается на ночь в мотеле, где ее убивает работающий там юноша. Так история о неудавшейся жизни молодой секретарши превращается в рассказ о маньяке, который страдает раздвоением личности. Необычная операторская работа, умелое использование приема саспенс и, конечно, леденящая сцена убийства в душе сделали картину культовой, а Хичкока назвали Королем ужасов.
Через три года Альфред Хичкок подтвердил свое прозвище, сняв фильм 'Птицы' (1963), который рассказывал о нападении птиц на американский поселок. Здесь злом выступал уже не человек, как в фильме 'Психо', а могущественные силы природы в лице птиц, которые по непонятным причинам начали проявлять агрессию. Картина была номинирована на 'Оскар' за 'лучшие визуальные эффекты' и вошла в десятку лидеров кинопроката в Канаде и США. Этот фильм стал последней значимой работой режиссера.
Завершение карьеры
После кинокартины 'Птицы' Альфред Хичкок снял еще несколько триллеров, которые не имели большого успеха. Послед
ней его работой стал фильм 'Семейный заговор' 1976 года. Говорят, что в один момент Хичкок просто распустил персонал, закрыл офис и ушел домой.
Альфред Хичкок был известен своими камео. Он любил появляться в фильмах в эпизодических ролях: в образе зеваки, случайного прохожего или человека на автобусной остановке. Так же известна его страсть к холодным блондинкам, без которых не обошелся ни один фильм режиссера.
В реальной жизни Хичкок хранил верность одной единственной женщине – своей жене Альме Ревиль, с которой познакомился на киностудии еще в начале своей карьеры. Она была единственным другом нелюдимого, капризного Альфреда и стала его надежной опорой на всю жизнь. Когда заболела жена, Хичкок, страшно боявшийся жизненных трудностей, начал потихоньку сдавать. Говорят, в последние годы жизни он много пил.Альма лежала парализованная после инсульта, Хичкок часами находился у ее кровати, а когда его выгоняли из палаты, пережидал неподалеку в маленьком ресторанчике, который потом возненавидел. Такой долгой и страстной привязанности не смогла вызвать у него ни одна из актрис.
Умер замечательный режиссер Альфред Хичкок 29 апреля 1980 года у себя дома в Лос-Анджелесе (США), в возрасте 80 лет.Прах развеяли над Тихим океаном.