"Путин и Си свяжут экономики России и Китая Новым шелковым путем": В Пекине открывается форум "Один пояс, один путь"
14-15 мая в Пекине пройдет встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина. Чего нам ждать от сотрудничества с Поднебесной? [инфографика]
Новая встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина дает простор для политических и художественных фантазий. Фото: Zuma/TASSНовая встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина дает простор для политических и художественных фантазий.
- Последнее время наши лидеры встречаются по пять раз в год, - говорит известный китаевед, профессор Российского университета Дружбы народов Юрий Вадимович Тавровский. - Судя по их рабочему графику, в этом году будет столько же. Товарищ Си ни с кем больше из глав государств так часто не общается. Это показатель того, на каком уровне находятся наши отношения стратегического партнерства. Но даже на этом фоне новая встреча важна тем, что она первая после прихода к власти Трампа. Наши лидеры сверят часы.
ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ ДОНАЛЬДА
- Да, сверить надо! В апреле товарищ Си успел побывать за океаном. И за шоколадным тортом Трамп объявил ему, мол, только что запущены 59 ракет по Сирии. На самом-то деле «Томагавки» били по России.
- Рикошетом.
- Трамп хотел сделать председателя КНР подельником своей ракетной авантюры.
- Во всяком случае, акцией запуска ракет во время совместного поедания десерта Трамп действительно попытался в чисто американской манере унизить китайского коллегу.
Сам визит Си Цзиньпина в США был довольно странным. Пекин соблюдает «китайские церемонии» и международный протокол. Так вот, последний раз китайский лидер ездил к Обаме. По всем понятиям, настал черед американца посетить Пекин. Но товарищ Си закрыл глаза на протокол и церемонию, полетел сам. Правда, по пути заглянул в Финляндию, чтобы подчеркнуть, типа, я не специально к Трампу… Но китайцы всё поняли. Их лидер немножко склонил свою буйную голову и поехал -таки к новому американскому президенту.
- Почему склонился?
- Потому что огромные деньги стоят за Трампом. У них товарооборот около 600 миллиардов долларов в год! И если Трамп действительно введет, как он обещал перед выборами, пошлину в 35-40% на китайские товары, то десятки миллионов людей в Поднебесной лишатся доходов, будут выброшены на улицу. Китайцы слишком завязаны на американский рынок. Они пытаются как-то от него отсоединиться, но пока – такая ситуация. Си Цзиньпин здесь проявил реализм.
- Аппетит, известно, приходит во время еды. Того же шоколадного торта. А не захочет ли Трамп, почуяв слабину Си, пойти дальше, оторвать Пекин от Москвы, вбить клин между соседями?
- Не скрою, этот вопрос я сам задавал в конце апреля в Пекине. Директор департамента России и стран Центральной Азии китайского МИДа успокоил, что объем наших взаимоотношений огромный, стратегический. Ведь Запад волей-неволей поставил нас спина к спине. Мы отмахиваемся – вы на Западе, мы на Востоке – и ничего здесь не меняется от того, кто хозяин Белого дома. У китайцев есть пословица – неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. А в связи со сменой президентов – Обамы на Трампа – они ее перефразировали: «Неважно, какого цвета кошка – черного или белого, все равно, это американская кошка.»
- Точнее, кот. Очень опасный.
- Разумеется, Си Цзиньпин запомнил унижение за шоколадным тортом, «ответка» будет всенепременнейше. Скорее всего, без объявления 145-го китайского предупреждения… Просто китайцы умеют ждать.
А у России с Поднебесной в обозримом будущем национальные интересы будут совпадать.
ВЕЛИКАЯ ДОРОГА СВЯЖЕТ ЕВРОПУ И КНР
- Как, по-вашему, будут сейчас товарищи Путин и Си обсуждать дружбу «против Трампа» и конкретные ходы?
- Что будет за закрытыми дверями, гадать не берусь. Но само название мероприятия дает ответ на ваш вопрос.
- Что за мероприятие?
- Пекинский форум «Один пояс – один путь». Если проще – «Новый Шелковый путь». Из школьной истории должны помнить: был в древности Великий Шелковый путь, действовавший со второго века до нашей эры до шестнадцатого века. По нему шли торговые караваны из Китая в Евразию. Доходили до Царьграда, Керчи… В сентябре 2013 года Си Цзиньпин выдвинул идею реанимации древнего Шелкового пути, наметил проложить шоссе, железные дороги из Китая в Европу. А вдоль них создать "экономический пояс": заводы, зоны технического развития, логистические центры и т.д. Новый «Шелковый путь» пройдет по тем регионам Поднебесной, которые не выиграли от разворота Пекина при Дэн Сяопине на Америку, Европу. В приморских районах все бурлит: свободные экономические зоны, заводы, высокие зарплаты, торговля…. А глубинка осталась в стороне от успеха. Си Цзиньпин решил развернуть эти регрессивные районы и вообще весь Китай на Запад.
- Не понял?!
- Чисто географически Запад для Китая - как раз Средняя Азия, Россия и Европа. Товарищ Си исходил и, наверное, продолжает исходить из того, что Штаты – главный соперник Поднебесной. Они благодаря огромному военному флоту контролируют морское побережье Китая, проливы. И в любой момент могут прервать китайскую торговлю, которая на 90% идет морем. Поэтому нужен безопасный торговый путь по суше, подальше от американских эсминцев и авианосцев. Куда? В Европу. Это второй торговый партнер КНР после США. Если с американцами у них где-то 600 миллиардов долларов в год, то с Европой около 400. Плюс мы худо-бедно даем 70 миллиардов, Центральная Азия – 40, иранский рынок вот-вот по-настоящему откроется.
- Россия каким боком к Новому Шелковому пути?
- Без нас этот Путь не проложить. Кстати, Россия уже сейчас автоматически получает деньги за транзит китайских товаров через нашу территорию по узенькой магистрали, действующей с 1992 года. Тогда соединили железные дороги Китая, Казахстана и России. А дальше через Белоруссию, Польшу китайские контейнерные поезда идут либо на германский Гамбург, либо на голландский Роттердам. Но это все, мягко говоря, вчерашний день.
У Си Цзиньпина планов громадье. И они с Владимиром Владимировичем их обсудят. Новый Шелковый путь на десятилетия, если не на века может стать надежной скрепой Москвы и Пекина.
- А конкретно?
- Есть проект строительства новой железной дороги. Чтобы возить контейнеры напрямую из Китая в Россию. Через Алтай, Урал на Санкт-Петербург, где уже имеется целая система портов. Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг, Бронка…Но там не хватает железных дорог. Если мы с китайцами эту дорогу проведем, проблема будет решена. Сейчас китайские грузовые поезда петляют по старым советским магистралям через Казахстан, наши южные и центральные районы. Построим напрямую железную дорогу - все отчисления за транзит будут наши. Но самое главное – скорость. На стареньких советских магистралях не разгонишься просто по определению. Нужна дорога с новым полотном, рельсами. Появилось новое поколение грузовых поездов. У нас – до 180 км/ч они рассчитаны, у китайцев – до 250 км/ч. Скоростная доставка контейнеров усилит конкуренцию по сравнению с морским путем. Морской дешевле примерно в три раза, но поездами будет быстрее. Пока контейнеры из Китая в Европу идут около 14 дней. Можно будет сэкономить 4-5 дней.
- Что даст такой выигрыш во времени?
- Сейчас колоссально возрастает объем электронной торговли из Китая – в Россию, Европу. И наоборот. Пока значительную часть товара доставляют самолетами. Но скоро никаких самолетов не хватит. Спасение – в скоростных поездах.
Есть предложение проложить дорогу по тем регионам России, где нет крупных железных дорог. Они тоже подключатся к мировой торговле. Наши товары все популярнее в Китае.
Также разработан проект трансконтинентальной скоростной шоссейной дороги Западный Китай - Западная Европа. Свою часть шоссе по китайской территории они построили. Я проехал тысячу километров в конце прошлого года, собирая материал для книги о Новом Шелковом пути. Прекрасная дорога! Идеальная.
Пекин дал кредит казахам, и они, пусть с большим опозданием, сделали дорогу через весь Казахстан до границы с нашей Оренбургской губернией. А дальше, как поется в песне, «степь да степь кругом, путь далек лежит».
Это шоссе, как и скоростная железная магистраль, тоже должна пойти на Санкт-Петербург. Думаю, с Божьей помощью к 2023-25 годам ее построят. А это еще одна скрепа между нашими странами.
Ведь наша северная столица - очень развитый транспортный узел, там есть АЭС, все обеспечено энергией. Эту дорогу можно продлить до Мурманска – столицы Северного морского пути. Весь огромный район Евразии будет закольцован. Китайские товары могут идти по морю, но уже не на юг, а на север, до Мурманска. Наши – морем в Китай.
- Фантастическая перспектива открывается.
- Знаменитый американский философ Фрэнсис Фукуяма, еще недавно предсказывавший «конец истории», сегодня называет «Новый Шелковый путь» главным проектом развития человечества в 21 веке.
Кроме Путина и Си Цзиньпина на форуме будут главы еще двух десятков государств. А всего в проекте «Новый Шелковый путь» в той или иной мере участвует больше ста стран. Поэтому мы должны полностью использовать свой шанс, иначе им воспользуются другие.
- Есть конспирологическая версия: Янукович пытался использовать этот шанс, чтоб удержать власть. Вроде собрался отдать Крым в аренду Китаю за 3 миллиарда баксов для Шелкового пути. Недаром в конце 2013 года, когда в Киеве разгорался майдан, улетел в Пекин.
- Действительно, Янукович был в разгар Майдана в Китае. Обсуждались очень серьезные вопросы. Не исключаю, даже подписали какие-то документы. Речь шла об аренде черноземов украинских – чуть ли не 3 млн. гектаров. И о Крыме. Но весь Крым Китаю даром не нужен. Только порт Донузлав в районе Евпатории, где была советская база торпедных катеров. Китайцы собирались углубить, модернизировать его. Чтобы сюда приходили из Китая через Россию и Украину грузовые поезда. И уже из этого порта корабли развозили бы контейнеры по странам Черного, Средиземного морей, Атлантического побережья. Янукович якобы даже какие-то деньжата за сделку увез из Пекина. Но не 3 миллиарда, а десяток-другой миллионов для себя, намекают китайцы.
- Вроде бы Запад устроил свержение Януковича, чтоб Крым не перешел Китаю. Перекрыли Пекину торговлю с Европой, поскольку Обама пробивал тогда свою знаменитую трансатлантическую зону торговли с Евросоюзом, крупнейшую в мире. Убрали янки конкурента!
- Я думаю, китайский фактор действительно существовал. Но он был второстепенный, по сравнению с российским. В первую очередь киевский переворот был направлен против Москвы, возрождения Советского Союза в новом обличье, против создания экономического пространства Украины с Россией. Но сюжет с несостоявшейся арендой Крыма интересный.