Моди упустил свой шанс в китайской стратегии
Как сообщает пакистанская пресса, одним из самых ярких моментов участия премьер-министра Наваза Шарифа в форуме «Один пояс и один путь» в Пекине (14-15 мая) станет подписание Меморандума о взаимопонимании между двумя странами, открывающего дорогу массовым китайским инвестициям — в 50 миллиардов долларов — на разработку каскада реки Инд в Пакистане в районе Гилгит-Балтистан. Эти средства поступят помимо 46 миллиардов долларов, инвестируемых Китаем в китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC).
В регионе, известном как северная часть бассейна реки Инд, простирающемся от Скарду в Гилгит-Балтистане через Хайбер-Пахтунхва до Тарбелы, могут производиться колоссальные 40 000 МВт электроэнергии. Ошеломительное развитие событий привело к тому, что Пакистан стал основным получателем китайских инвестиций в развитие инфраструктуры. Геополитическое значение этого факта сразу же становится очевидным.
Пекин, в последние месяцы проделавший длительный путь в попытках убедить Индию в том, что обеспокоенность последней собственным суверенитетом в части CPEC необоснованна, по-видимому, отказался от этой практики и решил попросту игнорировать протесты Дели, чтобы приступить к крупным проектам CPEC в Гилгит-Балтистане. Этот крутой политико-дипломатический разворот Китая доносит до правительства Моди откровенную мысль: «не хотите, и не надо».
Теперь правительству Моди предоставлена возможность или невзирая ни на что продолжать идти путём конфронтации и соперничества с Китаем, или, наоборот, разглядеть очевидное и стоически и скромно приспосабливаться к свершившимся фактам. Последнее будет непростым, поскольку «основной электорат» Индийской народной партии (Бхаратия джаната партии, BJP) поднимет мятеж, а Союз добровольных слуг родины (Раштрия сваямсевак сангх, RSS) с удовольствием оттопчется на ошибках правительства. Однако Китай, по-видимому, считает, что именно индийский Национально-демократический альянс (DNA), скорее раньше, чем позже почувствует напряжённость региональной (и глобальной) изоляции, особенно сейчас, когда все соседи Индии, включая Непал, присоединились к ОПОП и занимаются примирением.
Между тем, озвученное в четверг в Вашингтоне назначение президентом Дональдом Трампом Мэтта Поттингера специальным помощником и директором азиатской программы в Совете национальной безопасности, долженствующего представлять его на выходных в Пекине, должно было стать шоком для индийских внешнеполитических элит. Ослабление напряжённости в американо-китайских отношениях, разумно проводимое под руководством Трампа, превращает в полную бессмыслицу китайское направление политики правительства Моди, которое не смело и шагу ступить вне сводной стратегии администрации Обамы в Азии. В четверг США и Китаем совместно было заявлено о первой очереди политических решений по торговым вопросам, предусмотренных называемыми первоначальными действиями 100-дневного плана экономического сотрудничества между США и Китаем, что был согласован Трампом и президентом Си Цзиньпином на их апрельской встрече в Мар-а-Лаго во Флориде.
Белый дом восхищён тем, что отношения, которые Трамп выстраивает с президентом Си Цзиньпином и другими китайскими лидерами, «явно приносят дивиденды». Объявлено, что усиление экономического сотрудничества затронет такие сферы, как торговля сельскохозяйственными товарами, финансовые услуги и энергетика. Помимо всего прочего, Китай будет импортировать из Соединённых Штатов говядину и сжиженный природный газ, тогда как последние согласились применять к китайским банкам столь же разумные банковские надзорные и нормативные стандарты, что и к другим иностранным банковским учреждениям.
В четверг Министерство торговли США объявило, что Вашингтон «признаёт важность» предложенной Китаем инициативы «Пояса и Пути», а поэтому для участия в форуме отправляет в Пекин делегацию. Администрация Трампа не упускает из виду, что ОПОП формируется как новый вектор глобализации, и США проиграют, если останутся вне нового канала поставок. В субботу в Пекине вице-председатель Комитета национального развития и реформ КНР Нин Цзичжэ сказал: «Согласно прогнозам, в следующие пять лет китайские заграничные инвестиции составят от 600 до 800 миллиардов долларов, довольно большая часть которых пойдёт на рынки, связанные с инициативой «Один пояс, Один путь». Это сопоставимо с 60 миллиардов долларов, которые пока что Китай вложил в проекты ОПОП.
В целом политика правительства Моди в отношении Китая оказалась очень недальновидной и основанной на тщеславиях и предрассудках, привнесённых из другой эпохи, которые сегодня беспросветно разрушительны. Вполне резонно было предположить, что форум «Пояса и Пути» в Пекине станет важным событием в мировой политике. Но Моди решил бойкотировать его. Печально, что в качестве аргументов Индия использует софистику. Очевидная истина заключается в том, что в разворачивающемся вокруг Джамму и Кашмира сценарии Индия должна быть более чем довольна решением проблемы Кашмира, не перекраивающем территориальные границы и каким-то образом узаконивающем линию контроля в качестве международной границы.
Индира Ганди признавала этот неоспоримый факт; Раджив Ганди понимал это; Нарасимха Рао понимал это; А. Б. Ваджпаи наверняка понимал это. А вот Моди почему-то этого не понимает. Правительство Моди воображает, что весь Большой Кашмир, простирающийся до Ваханского коридора, принадлежит Индии. Внешняя политика, основанная на таком вздоре, не отвечает интересам страны. Правительство Моди одалживает деньги Вьетнаму на покупку патрульных катеров, для противостояния Китаю, а между тем президент Чан Дай Куанг присутствует на мероприятиях ОПОП в Пекине и с помпой принимается Президентом Си. Международное сообщество будет считать наших лидеров легкомысленными типами с провинциальным мышлением. Прочтите здесь откровенное эссе Прем Шанкар Джха о том, чем ОПОП мог быть и должен был стать для индийской программы развития.