В отличие от попыток отбросить назад Россию, западный подход в отношении Китая состоял в том, чтобы помочь восхождению Китая и способствовать этому процессу. В 1971 году Ричард Никсон и Генри Киссинджер начали активно развивать отношения с Китаем, и это было шагом, направленным на сдерживание Советского Союза в глобальном балансе сил. После 1979 года западные корпорации стали проводить агрессивную политику, направленную на получение процентов и доходов. Начиная с 1991 года, эта стратегия состояла в том, чтобы «интегрировать Китай в международный мейнстрим», и проводилась она в рамках либерального международного экономического порядка«, по его правилам и нормам, а также без какого-либо противодействующего влияния.
Неизбежные вызовы в отношении этих норм с китайской стороны не вызывали никакого эффективного западного ответа. Соединенные Штаты не предприняли никаких значимых шагов в ответ на строительную активность Китая в Южно-Китайском море. Вашингтон отказался занять позицию по вопросу о принадлежности и просто подтвердил свое право на «свободу навигации» в международных водах. Кроме того, время от времени Вашингтон проводит в этих целях тщательным образом контролируемые операции.
Кроме того, не было никакого эффективного ответа и в 2008 году, вскоре после подписания американо-индийского соглашения в сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, когда Китай объявил о том, что он поставит два дополнительных ядерных реактора в Пакистан и не будет добиваться исключения из правил от Группы ядерных поставщиков. Помимо этого, Соединенные Штаты способствовали тому, чтобы Китай принимал более активное участие в экономике Афганистана, а также в процессе примирения с Талибаном (запрещенная в России организация — прим. ред.). Многие надеются увидеть в «китайско-пакистанском коридоре» некоторый потенциал, который будет способствовать экономической стабилизации в Пакистане — в ущерб экстремизму.
В ходе своей президентской кампании Дональд Трамп заявил о том, что он предпримет энергичные и незамедлительные действия против китайского торгового дисбаланса и практики Пекина в области курса национальной валюты. Однако после встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в апреле этого года было объявлено о принятии 100-дневного плана для разрешения существующих в торговле проблем. В совместном пресс-релизе было подчеркнуто, что Китай подтверждает взятые на себя в прошлом обязательства по поводу импорта говядины, продуктов биотехнологии, а также относительно доступа к кредитно-рейтинговым агентствам и компаниям-операторам кредитных карт.
В ответ на это Соединенные Штаты согласились рассмотреть вопрос об экспорте в Китай сжиженного природного газа (Соединенные Штаты весьма избирательно относятся к вопросу о выдаче такого разрешения для стран, с которыми у них нет соглашения о свободной торговле). Кроме того, Вашингтон приветствует китайские инвестиции, относится к китайским банкам, как к другим иностранным банкам, признает «важность китайской инициативы «Один пояс, один путь» и направит делегатов для участия в форуме, посвященном этому проекту.
Ранее Соединенные Штаты воздерживались от участия в возглавляемом Китаем Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. Обе стороны также договорились начать обсуждать рассчитанный на один год план «дальнейшего укрепления действий в поддержку американо-китайских экономических соглашений и сотрудничества между двумя странами». Кроме того, Трамп постоянно говорит о важности Китая, когда речь заходит о ядерном и ракетном вызовах со стороны Северной Кореи.
Таким образом, Индия сталкивается с дилеммой на многих фронтах. Россию, являющуюся одним из якорей индийской внешней политики, подталкивают к более тесному взаимодействию с Китаем, и происходит это по причине ее сложных отношений с Западом. Присутствие президента Владимира Путина было самым заметным на форуме «Один пояс, один путь». Россия также развивает свои отношения с Пакистаном за счет поставок вертолетов, проведения учений и контактов с Талибаном.
Европейские страны, сталкивающиеся со стагнацией, будут искать потенциальные возможности для экономики. На самом деле, за последнее десятилетие Германия, Франция и Британия, по сути, вели борьбу за китайскую торговлю, инвестиции и финансы. Страны на юге и юго-востоке Азии и Африки также нуждаются в капитале, и им будет трудно устоять перед избыточным китайским капиталом, хотя, как показывает опыт, подобный вариант связан с появлением тяжелого багажа в виде долгов и отсутствия прозрачности.
Индия, несомненно, должна активнее действовать в области дипломатии и экономики, особенно с помощью более эффективного осуществления разного рода программ, однако ей следует избегать ненужного соперничества в тех областях, где она не имеет прочных позиций.
В Соединенных Штатах Индия должна углублять свои контакты с Конгрессом США, исследовательскими центрами, бизнесом, а также оказывать влияние на диаспору индийского происхождения.
Арун Сингх — бывший посол Индии в Соединенных Штатах В этой статье он высказывает свои собственные взгляды.
Ссылка