Поклонникам БГ такая ситуация кажется нестерпимой. Видно, что с одним из самых культовых рок-музыкантов последней четверти века его обожатели расстаются с трудом. Среди хора проклятий отчетливо звучат голоса, призывающие понять и простить: дескать, художник — дитя вселенной, не от мира сего. Как ему разобраться в политике, когда он общается с иными мирами? Вероятней всего, он и знать не знал, кому положил руку на плечо.
Уморительней всего эту позицию воспроизвел на своей странице в Фейсбуке прекрасный донецкий журналист Рамиль Замдыханов. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать его блестящую и уморительную эскападу:
«Летит Гитлер по Берлину, а тут БГ стоит. Гитлер говорит: — Можно с тобой сфотокаться, селфи-фуелфи, бабе своей покажу, она твой фанат. А Гребень говорит: — «Дык, мейк пис, нот вор, конечно, какие проблемы, 10 баксов фото или по курсу. Как бабу зовут?» — Ева.- Польrа?— Нет, арийка.- Ну, давай.Гитлер достает смартфон «Редми Ноут Фоккевульф», камера 10 мекапикселей, селфится, все такое, садится на «Мессершмит» и улетает по делам.А Гребень спрашивает потом в бложике:- «Кто это было вообще, что за стремный чувак такой?» А ему пишут все:- «Ты чоооооо? Эта ж Гитлер! Ну ты даешь! Ваще зашквар получился, елы-палы, как же ты так?». А он:- «Да я не знаю никого, я музыкант, я от политики далек, ноты, стихи, синкопы. Послушайте лучше мою новую песню «Танго влюбленных френдов».- У, давай, БГ Бог, в натуре. Жги. Темноту озаряет пламя тысяч зажигалок».
Может и впрямь БГ настолько отрешен от политических реалий, что для него репутация Геращенко — это Tabula rasa? Или же он просто не готов принимать ту систему координат, в соответствии с которой политику украинской власти, продолжающую кровопролитную войну в Донбассе, поддерживающую националистические группы внутри страны, ограничивающую права и свободы украинцев, преследующую инакомыслящих, большинство российских граждан, да и жителей двух отколовшихся республик считают преступниками.
Честно говоря, меня одолевают некоторые сомнения относительно малой осведомленности Гребенщикова о происходящем на Украине. Есть фото, сделанное в прошлом году, на котором певец запечатлен рядом с Михаилом Саакашвили, который в момент съемки еще был губернатором Одесской области. Этот снимок тоже вызвал крайне негативную реакцию у тысяч поклонников БГ, о чем рок-звезда не знать не может. Кроме того, мимо его внимания не могли пройти скандалы, сопровождавшие гастроли Андрея Макаревича по Украине и заявления коллеги о российско-украинских отношениях.
Поэтому речь, как мне кажется, идет о равнодушии, почти апатии, неспособности к сопереживанию и видению войны в ее ужасающих, сопряженных со смертью тысяч людей, формах. В том мире, где живут герои БГ, где расцвеченный его фантазиями разворачивается диковинная, хотя и легковесная предметность, нет места человеческим боли и страданию. Это ни хорошо, ни плохо. Мы можем говорить о некоторой нравственной бесчувственности, которую демонстрирует не только БГ, но и многие его собратья по эстрадным подмосткам, которые охотно гастролируют по Украине, поскольку последняя является вторым по значению после России русскоязычным пространством, где их музыка и песни пользуются широкой популярностью.
Мне кажется, что нет смысла негодовать и пытаться обратить БГ в собственную веру. Мы все являемся жертвой заблуждения, сформировавшегося в годы перестройки. Почему-то тогда все уверовали в то, что рок-певцы являются обладателями тайного знания, что они учителя жизни, которым есть чему научить общество. Выясняется, что это совсем не так.
Есть группа певцов и музыкантов, которых можно пересчитать по пальцам, которые дают концерты в Крыму и Донбассе. Им путь на Украину заказан, они сознательно лишили себя тех существенных доходов, которые приносят украинские гастроли. А подавляющее большинство не поедет в Крым, уж тем более в Донбасс, самые продвинутые персонажи открыто говорят о своей поддержке евроатлантического выбора Украины.
Надо просто раз и навсегда отказаться от тех, прежних иллюзий. Автор «Старика Козлодоева» пишет забавные, иногда мастерские рифмованные куплеты, неплохо их аранжирует, но от этого он не становится Львом Толстым или Федором Достоевским, а «Вот, новый поворот!» вовсе не является целеуказателем для тех, кто находится в поиске смысла жизни. Кумиры нашей мятежной юности, конечно, претендовали на роль духовных гуру и даже в течение некоторого времени кое-как с нею справлялись, но, похоже, пришла пора расставаться с миражами.
Рок-музыка не могла быть нравственной проповедью и никогда ею не будет. Даже в самых утонченных своих формах, она остается продуктом массовой культуры. Поэтому нас никто не предавал и не обманывал, мы сами когда-то наделили ее несвойственными ей функциями учить нас правде, которой у нее нет.