Это правительство, которое открыто говорит о массовых убийствах, обещает уничтожить Израиль, добивается гибели Америки, а также смерти многих лидеров и наций, присутствующих в этом зале.
Одним из наиболее трагических и дестабилизирующих вмешательств можно назвать действия Ирана в Сирии. Поддерживаемый Ираном Асад совершает чудовищные преступления... Ответственные нации должны работать сообща для того, чтобы положить конец гуманитарному кризису в Сирии, искоренить Исламское государство* и восстановить стабильность в этом регионе. Больше всего по времени страдает от иранского режима его собственный народ. Иран имеет богатую историю и культуру, однако иранский народ испытывает лишения и впадает в отчаяние из-за безрассудной поддержки их лидерами конфликтов и террора.
Пока Иран не захочет стать партнером в борьбе за мир, все сознательные нации должны работать вместе для того, чтобы изолировать Иран и помешать ему финансировать терроризм, и мы должны молиться, ожидая тот день, когда иранский народ получит честное и справедливое правительство, которое он заслуживает»
Это Трамп говорил в воскресенье мусульманам, а вот что он сказал в понедельник президенту Израиля:
«Израиль и США могут заявить в один голос, что никогда нельзя допустить, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. Никогда... Тегеран должен прекратить финансирование, подготовку и снаряжение террористов и боевиков, и прекратить должен немедленно. На эту тему есть однозначный консенсус наций мира, включая многие мусульманские страны... Существует растущее понимание среди ваших арабских соседей того, что у них есть общее дело с вами и общая угроза со стороны Ирана. Это, действительно, - угроза, никаких сомнений здесь быть не может»
Очень грубо – и, главное, несправедливо. Иран не имеет никакого отношения к международному терроризму – об этом Трампу могла бы рассказать и ЦРУ, и британская МИ-6. Но реальная непричастность Ирана к терроризму не имеет для Трампа никакого значения – потому что ему важно было сказать то, что от него хотели услышать. Трамп прилетел на Ближний Восток за двумя вещами – восстановлением влияния США в регионе и деньгами арабских шейхов. Для восстановления влияния Трамп избрал простой путь – ругать того, в ком видят для себя главную угрозу часть арабских правителей. Сейчас для саудитов главной проблемой является Иран – они боятся усиления шиитов, боятся того, что в хаосе идущей на территории Сирии и Ирака войны укрепляют свое влияние с одной стороны Иран, а с другой радикальные исламисты-салафиты («халифат» и т.д.), для которых саудовская власть над Меккой и Мединой является оскорблением самого духа ислама.
Ну и, конечно, Иран ненавидят в Израиле – как единственную совершенно самостоятельную и сильную в военном плане страну региона. После примирения с Египтом (при посредничестве США) главным врагом для Израиля стали Ирак и Иран. Но Ирак сейчас разрушен – а Иран выходит из режима санкций и будет только крепнуть. Для монархий Залива и для Израиля Иран является вызовом – и они хотят чтобы США продолжали делать все для сдерживания, а то и для сокрушения Ирана. Вот поэтому Трамп и обрушивается на Иран, выступая в Эр Рияде и Иерусалиме. Но означает ли это, что США будут воевать с Ираном? Конечно же, нет.
Никакой альтернативы мирным соглашениям по иранскому атому, заключенным при Обаме благодаря посредничеству России, нет. Более того – Трамп хочет еще сильнее уменьшить вовлеченность США в ближневосточные дела – то есть не только не влезать в новые войны, но и закончить со старыми. В частности с афганской войной – в этой стране войска США находятся уже 16-й год, и просто так уйти оттуда невозможно, ведь проамериканский режим тут же падет.
Но и оставаться в том же Афганистане имеет смысл только в том случае, если долгосрочная стратегия США состоит в блокировании Ирана, окружении Китая и борьбе с Россией за влияние в Центральной Азии. То есть если США по-прежнему намерены пытаться быть глобальным гегемоном – а если нет, то если возобладает линия Трампа на то, чтобы сосредоточится на американских делах, отремонтировать приходящую в упадок американскую инфраструктуру, «сделать Америку снова великой»? Одним словом, что делать с всем этим грузом проблем, от Ближнего Востока до Дальнего, нести который у Америки, если она хочет снова стать национальным государством, а не орудием глобализации, просто нет сил? Если Трамп будет осуществлять то, о чем он говорил и в Эр Рияде:
«Что касается Америки, то ... мы избавимся от тех стратегий, которые не работают - и будем использовать новые подходы, основанные на опыте и анализе. Мы берем на вооружение принципиальный реализм, корни которого состоят из общих ценностей и совместных интересов. Наше партнерство будет способствовать укреплению безопасности с помощью стабильности, а не с помощью радикального разрушения. Мы будем принимать решения на основе реалистичного подхода - а не на основе жесткой идеологии. Мы будем руководствоваться уроками опыта, а не рамками негибкого мышления. И всегда, когда это будет возможным, мы будем опираться на постепенные реформы - а не на внезапные интервенции.
Если руководствоваться таким реализмом, то ни о какой войне с Ираном не может быть и речи – на такую войну не решились 10 лет назад даже неоконы и сторонники глобального интервенционизма из администрации Буша-младшего. А уж неоизоляционисту Трампу воевать с Ираном и вовсе не с руки – ведь такая война не только будет стоить Америке десятки тысяч жизней ее солдат, но и обрушит весь регион в состояние «вечной» войны на всем пространстве от Средиземного моря до Афганистана. Ни о каком снижении американского присутствия на Ближнем Востоке тогда можно будет даже не мечтать – сотни миллиардов долларов будут уходить ежегодно на войну, по сравнению с которой операция в Ираке покажется детским утренником.
Но, может быть, США рассчитывают воевать чужими руками? Тот же Израиль запускает слухи о планах создания «арабского НАТО» - организации, созданной вокруг Саудовской Аравии, в которой основные арабские страны объединяться для противостояния Ирану, а США и Израиль будут закулисными союзниками этого военного блока. Утопическая идея подобного панарабского союза на антииранской основе может увлечь только далеких от реалий региона людей – к тому же создание подобной организации стало бы угрозой в первую очередь для самого Израиля.
Все гораздо проще – США хотят оставаться для арабских монархий гарантом их безопасности. И для этого эксплуатируют иранскую угрозу – понуждая саудовцев покупать ненужное им американское оружие. Вот и сейчас Трамп привезет с собой заказов на 100 миллиардов – хорошее подспорье для американского ВПК, то есть для реального сектора американской экономики. Будут и прямые инвестиции в американскую инфраструктуру – то есть то, что в самом деле нужно сейчас Америке, и то что обещал ей Трамп.
А как же сдерживание или блокада Ирана? Как же грозные призывы? Никак – все это пустые слова, призванные усладить уши арабских шейхов и израильских политиков. Но если с Израиля Америке получить нечего (наоборот, она сама щедро спонсирует это маленькое государство), то страны Залива будут охотнее вкладывать деньги в США если увидят, что «Америка с ними». Ведь в последние годы у них стали возникать серьезные сомнения в этом – сначала, во второй половине нулевых, США, вопреки намекам, не стали нападать на Иран, потом, уже в 2013-м, не нанесли обещанный удар по Сирии и заключили «ядерную сделку» с Тегераном. Параллельно на Ближний Восток активно возвращалась Россия – предлагавшая свою дружбу и проекты для инвестиций. После начала военной операции в Сирии интерес арабских стран к России стал еще более серьезным.
Страны Залива могут купить у США оружия на 300 миллиардов долларов – вот только ни воевать от этого они лучше не станут, ни спокойней за свое будущее не будут. Армия Саудовской Аравии и так напичкана огромным количеством современнейшего оружия – но это никак не помогает ей даже в войне в Йемене, с плохо вооруженным, но боевым и защищающим свою территорию народом. Воюют за саудовскую коалицию все равно наемники – включая колумбийских. А уверенности в будущем мешают не агрессивные намерения Ирана или шиитов как таковых, а противоречия как внутри самого королевства, так и между различными арабскими странами.
Так что гарантом безопасности стран Залива все равно останутся США – в добавок к крупнейшим поставкам оружия. Возвращение к политике санкций и тем более блокада Ирана невозможна, причем даже в том случае, если бы США и правда этого хотели. Во-первых, потому что для этого им для начала пришлось бы разорвать «ядерную сделку» - а это выставило бы США в глазах всего остального мира (кроме Израиля и Саудовской Аравии) как зачинщиков конфликта. Во-вторых, против санкций в отношении Ирана будут резко возражать Россия и Китай – тем более что в ближайший год начнется процедура вступления Ирана в ШОС. Да и Европа не поддержит давление на Иран – французы и немцы кругами ходят вокруг будущих персидских контрактов.
Так что весь шум вокруг Ирана так и останется шумом – а для смягчения противоречий между Ираном и Саудовской Аравии нужно восстанавливать единство Ирака и вести дело к завершению войны в Сирии и договоренностям о ее послевоенном устройстве. И в этом деле роль России будет решающей – вопрос только в том, насколько США готовы действовать в координации с Россией. Скоро мы узнаем ответ на этот вопрос.
Ссылка